«Личностно – ориентированная технология обучения» учитель русского языка и литературы МБВ(С)ОУ ЦО Ларина Людмила Николаевна
Положительные аспекты традиционного обучения: систематичность; организационная четкость; упорядоченная, логически правильная подача материала; оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Цель личностно- ориентированного образования: - не формировать и даже не воспитывать, а поддерживать, развивать человека в человеке и стремиться задействовать механизмы самореализации, саморазвития.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: -разноуровневый; -дифференцированный; -субъективно- личностный; -индивидуальный.
Универсальные черты личностно- ориентированной технологии : сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуального развития ученика, предоставление ученику свободы для выбора содержания и способов учения и поведения, сотворчество учителя и учащихся.
Требования к учителю : гуманная педагогическая позиция; забота о духовном и физическом здоровье учащихся; умение создавать культурно- информационную и предметно- развивающую образовательную среду; умение работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владение педагогическими технологиями личностно-развивающей направленности; забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого ученика. ценностное отношение к ученику, культуре, творчеству;
Методы и формы организации личностно-ориентированного обучения развивают навыки анализа информации, самообучения; стимулируют самостоятельную работу учащихся; формируют ответственность за свой выбор; опыт самоорганизации; становление ценностей.
Занимаясь по личностно- ориентированной системе обучения, ученик получает возможность взглянуть на себя, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других ; вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации ; учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры ; учится продуктивному общению.
Правила личностно- ориентированного образования 1. Подвергать ревизии традиционные методы, формы и средства, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях. 2. Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны. 3. Формировать положительную самооценку ученика, предоставлять возможности для самоутверждения. 4. Исключить методы, унижающие личность. 5. Безусловно понимать и принимать любого ученика с его интересами и переживаниями.
Элементарные правила практической диалогики: выделить другого из множества лиц – узнать его; принимать другого таким, каков он есть; помочь другому познать себя, людей, мир; воспитать другого можно, только воспитывая себя; общение учителя и ученика – основа педагогического процесса; обучить общению можно только в общении; слушать – тоже общение; учитель – организатор учебного сотрудничества учащихся; ученик научится сам, когда научит другого; трудность общения есть одновременно трудность познания.
Рассматривая основные положения технологии личностно – ориентированного обучения, можно сделать вывод, что данная методика может успешно применяться в условиях работы по новым ФГОС, которые направлены на развитие творческого потенциала учащегося, формирование активной жизненной позиции, умения применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира.