Активный лексикон семиклассника Исследовательская работа Работу выполнил: ученик 7 класса МОУ СОШ 2 р.п. Тумботино Павловского р. Нижегородской обл. Филатов Антон Руководитель: Новосадова Н. В.
Объект и предмет исследования Объект исследования: устная речь учащихся 7 б класса р. п. Тумботино Павловского р. Нижегородской обл. Объект исследования: устная речь учащихся 7 б класса р. п. Тумботино Павловского р. Нижегородской обл. Предмет исследования: особенности лексикона семиклассников с точки зрения сферы его употребления и стилевой окраски, проявляющиеся в процессе неформального общения. Предмет исследования: особенности лексикона семиклассников с точки зрения сферы его употребления и стилевой окраски, проявляющиеся в процессе неформального общения.
Цель работы Выявить активный словарный состав речи семиклассника Выявить активный словарный состав речи семиклассника Сравнить лексикон мальчиков и девочек Сравнить лексикон мальчиков и девочек Достижение поставленной цели шло через решение следующих задач: –Изучение дополнительной учебной литературы по лексикологии –Анализ лексики семиклассников с точки зрения сферы употребления
Метод и материал исследования Описательный метод: наблюдение, обобщение. Описательный метод: наблюдение, обобщение. Около 2 тысяч словоупотреблений десяти семиклассников (5 мальчиков и 5 девочек) Около 2 тысяч словоупотреблений десяти семиклассников (5 мальчиков и 5 девочек) Ручные записи устной речи учащихся в неформальной обстановке Ручные записи устной речи учащихся в неформальной обстановке Неинформированность учащихся о сборе материала Неинформированность учащихся о сборе материала Материал собирался в течение двух месяцев Материал собирался в течение двух месяцев
Лексикология Многозначность слова (однозначное и многозначное ) Стилистическая окраска слова Слова с точки зрения употребления Происхождение слова (Исконно русские, заимствованные, устаревшие, неологизмы) Синонимы Антонимы Омонимы Лексическое значение (прямое и переносное ) Слово
Общеупотребительная лексика. Например: вода, земля, лес, хлеб, идти, есть, кушать, зима, яркий, работать, читать, журнал, девушка, слово, голова и др. Среди этих слов выделяются слова стилистически нейтральные, т.е. такие слова, которые одинаково можно услышать и в научном докладе, и в повседневном разговоре, которые можно прочесть и в деловом документе, и в дружеском письме.. Например: вода, земля, лес, хлеб, идти, есть, кушать, зима, яркий, работать, читать, журнал, девушка, слово, голова и др. Среди этих слов выделяются слова стилистически нейтральные, т.е. такие слова, которые одинаково можно услышать и в научном докладе, и в повседневном разговоре, которые можно прочесть и в деловом документе, и в дружеском письме.
. Лексика ограниченного употребления. 1) Диалектная лексика. 1) Диалектная лексика. Слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определённой местности( рушник, печень, яруг, бурак ). Слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определённой местности( рушник, печень, яруг, бурак ). 2) Профессиональная и терминологическая лексика. 2) Профессиональная и терминологическая лексика. Слова, употребление которых свойственно людям определенных профессий, имеющие сферой своего использования какую-либо специальную отрасль науки или техники( синхрофазотрон, синус, морфема ).
3) Жаргонная и арготическая лексика. Слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы, составляют лексику жаргонную. Слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы, составляют лексику жаргонную. Кроме того, сохраняется и постоянно обновляется лексика молодёжного – школьного и студенческого – жаргона Кроме того, сохраняется и постоянно обновляется лексика молодёжного – школьного и студенческого – жаргона
Общеупотребительная лексика Всего слов 1807 Девочки 1257 Мальчики 550
Жаргонизмы и просторечия Всего 370 слов Девочки 205 Мальчики 165
Словарик школьного сленга Башка - голова Забей - забудь Клево – очень хорошо Литра – литература Облом – неудача Матика - математика Отстой - плохо Ржач - смех Прикольно - смешно Офигеть – удивиться Супер – очень хорошо Фильтруй базар – выбирай выражения Шухер - опасность Чувак – обращение к однокласснику
Ненормативная лексика Всего 200 слов Девочки 98 Мальчики 102
Эмоциональные междометия Ок (согласие) Йо (восхищение) Вау (восхищение) Блин (удивление, восхищение, радость, разочарование)
Активный лексикон семиклассника в % соотношении Всего слов 2377 Общеупотребительные слова 1807 – 76 % Просторечная и жаргонная лексика 370 – 16 % Грубая и ненормативная лексика 200 – 8%
Активный лексикон семиклассника
Активный лексикон мальчиков и девочек в % соотношении Девочки Мальчики Всего слов Всего слов Общеупотребительные слова 1257 – 80% Общеупотребительные слова 550 – 67 % Просторечная, грубая и жаргонная лексика 205 – 16% Просторечная, грубая и жаргонная лексика % Ненормативная лексика 98 – 6 % Ненормативная лексика 102 – 18%
И. С. Тургенев «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии творить чудеса…Берегите чистоту языка как святыню!» «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии творить чудеса…Берегите чистоту языка как святыню!»
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А.Куприн) Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А.Куприн)
Спасибо за внимание!