Здоровьесберегающая направленность физической культуры в коррекционной школе VIII вида Учитель Золотухина О. В.
В МБСКОУ СКОШ VIII вида г. Ельца обучаются школьники с различной степенью интеллектуального отклонения : с лёгкой, умеренной и глубокой степенью умственной отсталости. Уровень усвоения ими учебного материала различен.
Три группы обучающихся в классе : Первая группа - дети, которые в целом самостоятельно выполняют предъявляемые учителем задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. Могут контролировать выполнение упражнения более слабого учащегося. Они усваивают программу по физкультуре в полном объёме.
Вторая группа – это обучающиеся, для которых характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Двигательные навыки снижены и имеют некоторые затруднения при выполнении того или иного упражнения. Хотя с основными требованиями программы они справляются. Эти обучающиеся, которые усваивают программу на достаточном уровне.
Третья группа - это обучающиеся, которые отличаются своей пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, нарушением памяти, сильнейшим нарушением двигательной активности. Как правило, эти ученики обучаются по упрощённой программе по всем предметам. Такие учащиеся усваивают программу по результатам индивидуальных достижений.
Учитывая это, на начало каждого учебного года по физкультуре мною составляются программы с различными требованиями к уровню усвоения каждой группой обучающихся.
Утверждена приказом от «28» августа 2014 г. 85 Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физкультуре 4 класса на 2014 – 2015 учебный год. Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол от « 28 » августа 2014 г. 1
Основные требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года. Обучающиеся, усваивающиеся программу в полном объёме или на достаточном уровне. Знать: рапорт дежурного, строевые команды, что такое дистанция, один - два комплекса утренней зарядки, правила техники безопасности на занятиях лёгкой атлетикой, правила ухода за лыжами и обувью; как помочь друг другу при обморожении, упрощенные правила игры. Уметь: выполнять комплекс утренней гимнастики; подавать команды при сдаче рапорта; соблюдать дистанцию при перестроениях; выполнять повороты кругом переступанием; принимать правильную осанку; ходить в различном темпе с различными исходными положениями рук; перелезать через препятствия и подлезать под них различными способами в зависимости от высоты; правильно выполнять наскок на козла в упор стоя на коленях; сохранять равновесие на гимнастической скамейке в упражнениях с предметами и в парах, выполнять бег с низкого старта до 40 м; бегать в медленном темпе до 3 мин; мягко приземляться при прыжках в высоту и в длину; метать теннисный мяч на дальность с одного шага, выполнять все изученные команды в строю, координировать движения рук и ног в попеременном двухшажном ходе на отрезке м, преодолевать спуск в высокой стойке, преодолевать на лыжах дистанцию девочки - до 1,5 км, мальчики – до 2 км, ловить мяч, выполнять передачу мяча от груди.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ, усваивающих программу по результатам индивидуальных достижений. Знать : строевые команды. Уметь : выполнять строевые команды учителя, повороты направо, налево ( переступанием, лазать на четвереньках по наклонной плоскости вверх, вниз, согласовывать движения рук и ног в лазании по гимнастической стенке, коллективно переносить гимнастические снаряды, выполнять высокий старт, бегать в медленном темпе до 2 минут, быстро пробежать 30 метров, прыгать в длину, метать малый мяч с места правой рукой, выполнять повороты на месте вокруг пяток в правую и левую стороны. Не обязательно : знать один - два комплекса утренней зарядки, уметь самостоятельно делать подбор лыж и лыжных палок, выполнять метание малого мяча с места левой рукой, преодолевать спуск в высокой стойке, преодолевать на лыжах дистанцию девочки - до 1,5 км, мальчики – до 2 км, ловить мяч, выполнять передачу мяча от груди.
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающая направленность физической культуры Оздоровительная. Образовательная. Воспитательная.
Образовательная направленность Использование рабочих программ по физкультуре по освоению двигательных умений и навыков, составленных с опорой на программы под редакцией В. В. Воронковой и И. М. Бгажноковой. Обучение по темам : « Лёгкая атлетика », « Лыжная подготовка », « Пионербол »,» Гимнастика », « Подвижные игры ». Использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей обучающихся. Учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств.
Оздоровительная направленность Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также ТБ в начале каждой четверти с занесением журнала инструктажей и перед выполнением упражнений на снарядах и КУ, проверка инвентаря и оборудования перед каждым уроком. Укрепление здоровья ( развитие и укрепление дыхательной, сердечно - сосудистой, мышечной, нервной систем ). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма. Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их методических рекомендаций ( распределение школьников на медицинские группы : основная, подготовительная, специальная и физкультурных групп ).
Воспитательная направленность Учёт психофизических особенностей обучающихся согласно их возрастным особенностям. Создание эмоционально - положительного фона в обучении и общении ( спортивные и подвижные игры, игровые упражнения ). Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребёнку в выполнении упражнений. Развитие речи, психических процессов ( восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение ), а также умственных способностей ( наблюдение, сравнение, обобщение ). Получение знаний в различных видах спортивной деятельности.
Сочетая эти три направления формируются физкультурно - оздоровительные технологии - это процесс оздоровления детей. По характеру действия различают. Стимулирующие технологии ( закаливание и тренировка физических качеств ). Защитно - профилактические ( санитарно - гигиенические нормы и требования, ТБ ). Компенсаторно - нейтрализующие ( физкультминутки и физкультпаузы ). Информационно - обучающие ( забота учащихся о своём здоровье ).
Средства физического воспитания Санитарно - гигиенические. Физические упражнения. Естественные силы природы.
Санитарно - гигиенические средства проветривание спортивного зала естественным сквозным способом ( режим проветривания ); влажная уборка зала ; соответствующее освещение, наличие аптечки ; спортивный инвентарь по возрасту ( б / б мячи средний возраст 5, старший возраст 7, лыжный инвентарь ); наличие у каждого обучающегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе ( осень - весна, зима ).
Естественные силы природы Разностороннее воздействие на организм обучающихся солнца, воздуха и воды. Занятия на свежем воздухе. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает их закаливающее действие на организм.
Физические упражнения это простые двигательные действия, направленные на решение задач вводно - подготовительной, основной и заключительной части урока ; это сложные двигательные действия, направленные на решение задач в подвижных и спортивных играх.
Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с двигательной активностью обучающихся. Двигательная активность восполняется при использовании различных форм. Проведение урока физической культуры три раза в неделю. Организация и проведение физкультурных праздников и Дней здоровья. Участие детей во внутришкольной и областной спартакиадах по различным видам спорта. Проведение утренней зарядки перед началом урока. Вовлечение обучающихся в городские спортивные кружки и секции. Внеурочная деятельность ( спортивная секция на базе школы ). Домашнее задание.
Структура урока Вводно - подготовительная часть. 1. Начальная организация занимающихся. 2. Создание целевой установки. 3. Обеспечение благоприятного психического и эмоционального состояния. 4. Общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная активизация функций организма. 5. Подготовка организма к решению специфических задач основной части урока.
Основная часть. 1. Общее и специальное развитие опорно- двигательного аппарата, совершенствование функциональных возможностей организма. 2. Обучение технике упражнений. 3. Формирование специальных знаний. 4. Развитие основных и специальных двигательных качеств. 5. Воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств.
Заключительная часть. 1. Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц. 2. Регулирование эмоционального состояния. 3. Подведение итогов урока. 4. Сообщение домашнего задания.
Здоровьесбережение на уроке физкультура Планируется переход от одного этапа урока к другому с чередованием : разных видов деятельности, фаз напряжения и « разрядки ». В каждый урок включаются 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут в целях тренировки и повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин.
Здоровьесбережение на уроке физкультура Оптимальное соотношение темпа и информационной насыщенности. Кроме физической нагрузки ведётся теоретическая подготовка детей. Нагрузка чередуется с теорией физической культуры. Активные методы обучения – это побуждение участия детей к активной и самостоятельной деятельности. Здесь наиболее предпочтительными методами обучения являются : индивидуальная работа ; работа с партнером и работа в группе.
Здоровьесбережение на уроке физкультура Дифференцированный подход это – правильно регулируемая нагрузка. Как определить нагрузку на уроке ? УЧИТЕЛЮ НАДО : учитывать состояние здоровья обучающихся ; функциональные возможности всех обучающихся ; физическую подготовленность обучающихся ; индивидуальные особенности обучающихся ; степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала.
Осуществление дифференцированного подхода
Дифференциация по уровню трудности. Предполагает различные виды усложнения заданий для более подготовленных детей : увеличение количества действий, выполнение данного упражнения на время. Задание для 1-й группы (усваивают программу в полном объёме) Задание для 2-й группы (усваивают программу на достаточном уровне) Для 3-й группы (по результатам индивид. достижений Упражнение : поднимание туловища. 3 подхода по 15 раз КУ: поднимание туловища за 30 секунд. Упражнение : поднимание туловища. 3 подхода по 10 раз КУ: поднимание туловища за 30 секунд. Упражнение : поднимание туловища. Поднимание туловища с помощью учителя ( до 5 раз )
Дифференцированный подход помогает мне : обеспечить обучение и развитие обучающихся в соответствии с уровнем их возможностей ; даёт возможность помогать слабому, уделять внимание сильному ; дать возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности ; повысить уровень самооценки и мотивации к занятиям физкультуры и физическим упражнениям.
Для учителя очень важно правильно организовать урок, т. к. он является основной формой педагогического процесса. Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий : рациональная плотность урока, создание условий для заинтересованного отношения к занятию. На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирования и т. д. должны лишь давать исходную ( и текущую ) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу « лучше или хуже других », а сравнивался с самим собой : я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе.
Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто. СОКРАТ С искренним уважением к Вам, учитель коррекционной школы VIII вида, Золотухина Ольга Викторовна.