ФГОС: Внеурочная деятельность В.А.Степихова, к.п.н., доцент кафедры социально- педагогического образования СПб АППО
Требования к структуре основной образовательной программы ступени общего образования Зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение: ФГОС НОО: 80% и 20%; ФГОС ООО: 70% и 30%; Проект ФГОС С(П)ОО: 40% и 60%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса предусматривает*: учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. (реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность*) Определены разделы ООП и представлены их характеристики. Осуществлена интеграция* учебной и внеурочной деятельности при реализации ООП.
Структура основной образовательной программы основного общего образования Планируемые результаты Учебный план Система оценки Пояснительная записка Система условий реализации ООП 1. Ц е л е в о й р а з д е л 2. С о д е р ж а т е л ь н ы й р а з д е л 3. О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Программа развития УУД Программа воспитания и социализации Программы отдельных учебных предметов (курсов) Формирование и развитие ИКТ- компетентности Социализация, профессиональная ориентация Учебно-исследовательская и проектная деятельность Программа коррекционной работы Духовно- нравственное развитие и воспитание
Требования ФГОС ООО: В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.
В рамках внеурочной деятельности ОУ определяет: Направления внеурочной деятельности; Формы организации внеурочной деятельности; Принцип чередования учебной и внеурочной деятельности; Необходимость разработки индивидуальных учебных планов, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося.
Виды внеурочной деятельности игровая деятельность,познавательная деятельность,проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), трудовая (производственная) деятельность,спортивно-оздоровительная деятельность,туристско-краеведческая деятельность.
Организационная модель внеурочной деятельности
Требования ФГОС ООО: При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Требования ФГОС ООО: В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Требования ФГОС ООО: Условия реализации ООП ООО … … развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно- полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;
Формы организации внеурочной деятельности Экскурсии Кружки Секции Круглые столы Конференции Диспуты Школьные научные общества Олимпиады Исследования Общественно полезные практики
Третий уровень Второй уровень Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма Первый уровень Приобретение социальных знаний Приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям Приобретение опыта самостоятельного общественного действия Классификация результатов внеурочной деятельности
Организационные формы образовательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности. Школа полного дня Технологические особенности: концентрация учебной деятельности в первой половине дня, прежде всего за счет введения спаренных уроков; урок и домашняя подготовка координируются одним и тем же учителем- предметником или группой учителей; единой системы уроков и внеурочной деятельности по предмету;новое место в деятельности школы начинает занимать библиотека.
Подходы к построению полного дня Первый вариант: традиционный. Первая половина дня – уроки, вторая – развивающие занятия. МИНУС: самостоятельная учебная деятельность приходится на время спада работоспособности. Второй вариант: дробная архитектура. До обеда: уроки по основным предметам – отдых – самостоятельная работа. После обеда: курсы эстетического воспитания, развивающие кружки, клубная работа. МИНУС: затягивается первая половина дня прия 45 минутных уроках Формы организации образовательного процесса: школа полного дня
Противоречие между желаниями детей, их родителей и возможностями образовательного учреждения. Сложности в составлении расписания. Решение вопросов оплаты труда. Материально-техническое оснащение ОУ. Организационные затруднения Школы полного дня
Возможные пути решения организационных затруднений Школы полного дня Использование ресурсов общественно-активных родителей. Социальное проектирование и привлечение ресурсов под социальные проекты – фандрайзинг. Развитие грантовой культуры ОУ. Создание реально работающей индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Мониторинг потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах и их платежеспособности, разработка соответствующих пакетов дополнительных платных образовательных услуг
1 тип комплексные программы 2 тип программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня 3 тип программы по конкретным видам внеурочной деятельности 4 тип возрастные образовательные программы 5 тип индивидуальные образовательные программы Программы внеурочной деятельности
соответствующему уровню образования направленностям дополнительных образовательных программ современным образовательным технологиям достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов Содержание программ внеурочной деятельности
создание условий для развития личности ребёнка; развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям. Направленность содержания программ внеурочной деятельности
профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; целостность процесса психического и физического, умственного, духовного развития личности ребёнка; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй. Направленность содержания программ внеурочной деятельности
1. Титульный лист; 2. Пояснительная записка; 3. Учебно-тематический план; 4. Содержание изучаемого курса; 5. Методическое обеспечение программы; 6. Список литературы. Структура программ внеурочной деятельности