Новая система оценивания. Современные подходы к оценке образовательных результатов с позиции компетентностного подхода. Автор презентации Старун Е.С., зам. директора по УВР МОУ Советская СОШ
стандарт Вчера: обязательный минимум образования, требований к уровню выпускника Сегодня: система требований: к результатам освоения к структуре к условиям реализации – основных образовательных программ
Цель образования: 1 поколение Усвоение знаний, умений, навыков 2 поколение Общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся
Развитие личности в рамках деятельностного подхода обеспечивается формированием универсальных учебных действий. ЗУН и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию обучающихся – умение учиться
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно- политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. (Стратегия модернизации образования в РФ)
Основные понятия: 1)Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества задач. 2)Компетентный – знающий, сведущий, обладающий компетенцией. 3) Компетенция – это способность делать что-либо хорошо или эффективно. 4) Ключевые компетенции – важные компетенции, которые используются во многих жизненных сферах и служат залогом жизненного успеха и эффективного функционирования в обществе.
Ключевые компетенции : 1. Политические и социальные компетенции (способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов). 2.Компетенции, связанные с жизнью в много культурном обществе (принятие различий, уважение других, способность жить с людьми иных культур, языков и религий). 3.Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией (свободное владение родным, государственными, иностранными языками). 4.Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества (владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую массмедийными средствами и рекламой). 5. Способность учиться на протяжении жизни
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).
Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе развивающее обучение; проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектная технология; игровые технологии; диалог культур; информационно- коммуникативные технологии; дидактическая многомерная технология; групповые технологии; КСО компетентностный подход; деятельностный подход; личностно-ориентированный подход Организационные формы: учебная исследовательская деятельность; изготовление учебных продуктов; работа в системе погружения;
Овладение компетенциями становится целью и результатом процесса обучения, управление достижением которых в учебном процессе и определяют его эффективность, т.е. КАЧЕСТВО. Цели и задачи образовательной программы Управление достижением результатов обучения = качество Социальный заказ Государственные образовательные стандарты
К ключевым компетентностям относятся: Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Социальная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии социальных навыков: способность принимать ответственность; способность уважать других; умение сотрудничать; умение участвовать в выработке общего решения; способность разрешать конфликты; способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Коммуникативная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии ряда коммуникативных навыков: слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник).
Информационная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии навыков поисковой и проектной деятельности: формулировать вопрос, ставить проблему; вести наблюдение; планировать работу, планировать время; собрать данные; зафиксировать данные; упорядочить и организовать данные; интерпретировать данные; представить результаты или подготовленный продукт.
Формирование компетентностей на предметах Русский язык Коммуникативная, лингвистическая и языковая, культуроведческая, речевая, социокультурная Литература Общекультурная, личностная, социально - нравственная, питательная, речевая, ценностно - мировоззренческая, коммуникативная история Навыки исторического мышления, ценностно - мировоззренческая, социально - коммуникативная, информационная, историке - познавательная география Географическая, коммуникативная, в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, интеллектуальная, практическая математика Интеллектуальная, практическая, математическая компетентность, социально - личностная, общекультурная, самостоятельная, познавательная деятельность
Информатика Информационная, начальная компетентность в использовании информационных и коммуникативных технологий технология Социально - трудовая, социально - бытовая, коммуникативная, функционально - трудовая, самообслуживания; профориентационная, ком петентность в трудовой сфере, хозяйственно - бытовой сфере, в сфере профессионального самоопределения Физическая культура Оздоровительно - реабилитационная, двигательная, в сфере самоконтроля индивидуального физического саморазвития, двигательная Формирование компетентностей на предметах
Приоритеты У каждого свой уровень компетентности Жизненная практика (реальные проблемы) Умение работать индивидуально и в группах Изменение понятий «знающий», «умеющий»
Характеристики оценивания актуальность умение обобщать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, ориентироваться в знаниях самоконтроль объективность
Какая система оценивания? Необходимость отслеживания индивидуального продвижения в процессе освоения ЗУН Выявление отношения к процессу обучения Оценка личностных достижений
Требования к оценке Текущее оценивание должно отличаться от итогового Разные формы контроля (не бояться) Поощрение Открытые требования при текущем оценивании Самоконтроль, самооценки
Принципы современного оценивания Важность-выбор важных ожидаемых результатов Адекватность-упражнения для оценки, показывающие ЗУН Объективность-конкретные критерии оценки (обобщённая характеристика, но не отметка) Интегрированность- оценивание на каждом уроке, но не отметкой Открытость Простота (постепенно, поэтапно)
Внутренняя оценка Наблюдения за Аспектами Де ятельности обучающихся Оценка выполнения творческих заданий обучающихся Рефлексия (листы самоанализа, Протоколы собеседований)
Все это дает возможность получить интегральную оценку, оценивающую суммарный результат, т. е. можно связать с уровнем компетентности и определить его
Портфолио состоит из: Л исты наблюдений, отражающие динамику (начиная с 1 класса), следующих показателей: сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков учения, как: приобретение знаний, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, диалектичность мышления, метазнания
Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися; Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса.
Результаты оценок открытых и закрытых ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (чтения, письма, вычислений и т.д.). Результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения.
В идеале в состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью, могут входить: подборка детских работ выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку; дневники читателя; выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини- исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам); систематизированные материалы текущей оценки отдельные листы наблюдений, оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ, результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся. материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ в портфолио могут быть включены и документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности.