О промежуточных результатах внедрения электронного обучения в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Руководитель центра информатизации и мониторинга, Сушков С.А. Самара, 2015 УМС
Электронное обучение: последние тенденции в мире «Электронное обучение (e-learning) – это всего лишь новая, оригинальная форма упаковки знаний, которая осваивается сегодня по всему миру» MOOC (Massive Open Online Course) - массовые открытые онлайн-курсы одна из форм дистанционного образования, интернет-курсы с масштабным интерактивным участием и открытым доступом через интернет.
Электронное обучение: последние тенденции в России Закон «Об образовании в РФ» Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Разработка и принятие нормативных актов и нормативно-методических документов федерального уровня, направленных на реализацию Федерального закона от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части расширения использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Внесение изменений, связанных с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в федеральные государственные образовательные стандарты Разработка и утверждение лицензионных и аккредитационных требований к образовательным организациям и образовательным программам при использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Разработка государственной (федеральной) Программы развития электронного образования на гг. и ее включение в ГПРО Включение вопросов развития инфраструктурной базы электронного образования в ведомственные программы развития на гг., в том числе инфраструктуры широкополосного доступа и национальной системы стандартов электронного обучения Разработка и реализация пилотных проектов развития электронного образования в российских университетах
Нормативные документы 2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность …, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий …, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся. 5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: - организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения…; - допускается отсутствие аудиторных занятий; - местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации … независимо от места нахождения обучающихся 4 Приказ Минобрнауки России от N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России N 31823)
Нормативные документы Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно- библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно- образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети "Интернет" и отвечающая техническим требованиям организации, как на территории организации, так и вне ее. * Письмо Минобрнауки России от N АК-2612/05 "О федеральных государственных образовательных стандартах" 5 ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА/СПЕЦИАЛИТЕТА/МАГИСТРАТУРЫ*
Нормативные документы Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: - доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; - фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; - проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; - формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; - взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет". * Письмо Минобрнауки России от N АК-2612/05 "О федеральных государственных образовательных стандартах" 6 ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА/СПЕЦИАЛИТЕТА/МАГИСТРАТУРЫ*
Электронное обучение: Концепция развития электронного образования Приоритеты развития электронного образования Повышения качества, а также доступности образования за счет внедрения современных образовательных технологий Интеграция российского образования с международными открытыми on-line университетами и платформами с целью продвижения российского образования на глобальном рынке электронного обучения и заимствования технологий Создание и поиск прорывных разработок в области электронного обучения и их распространение в российских образовательных организациях
Электронное обучение: ожидаемые результаты от внедрения в академии Выполнение требований Регуляторов Повышение имиджа вуза Расширение целевой аудитории услуг вуза Повышение экономической эффективности работы вуза Создание основы для рейтинговой оценки работы ППС
Техническое обеспечение Программное обеспечение Организационное обеспечение Создание электронного контента Интеграция в учебный процесс Электронное обучение: составляющие системы
Техническое обеспечение Программное обеспечение Организационное обеспечение Создание электронного контента Интеграция в учебный процесс уч.год уч.год Весенний семестр Осенний семестр Электронное обучение: этапы внедрения в учебный процесс Осенний семестр
Техническое обеспечение Программное обеспечение Организационное обеспечение Создание электронного контента Интеграция в учебный процесс Электронное обучение: этапы внедрения в учебный процесс уч.год уч.год Весенний семестр Осенний семестр
Техническое обеспечение: основные направления работы Корпоративная сеть вуза Серверное оборудование Компьютерны е классы Подключение к Интернет
Программное обеспечение: Выбор среды электронного обучения Dokeos Chamilo OLAT Claroline LMS
Программное обеспечение: Выбор среды электронного обучения
- (акроним на Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle – это свободное, распространяющееся по лицензии GNU GPL, веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Moodle является успешно действующим и развивающимся проектом, главным идеологом которого является ученый в области информационных технологий в образовании из Австралии Мартин Дуджиамос. Последняя версия 2.8 была выпущена в ноябре 2014 года. Moodle является успешно действующим и развивающимся проектом, главным идеологом которого является ученый в области информационных технологий в образовании из Австралии Мартин Дуджиамос. Последняя версия 2.8 была выпущена в ноябре 2014 года.
Программное обеспечение: Выбор среды электронного обучения Кроссплатформенность Самый богатый набор плагинов Хорошая локализация на русский язык Самое широкое сообщество пользователей и разработчиков
Системная архитектура электронно- образовательной среды на базе СДО Moodle
Организационное обеспечение: Определение ролей и обязанностей в рамках реализации электронного обучения Формализация состава учебного курса (как на уровне системы электронного обучения, так и в вузе) Подготовка регламентов применения электронного обеспечения Интеграция с балльно-рейтинговой системой оценки успеваемости Составление и выпуск локальных нормативных актов Составление инструкций для пользователей системы Разработка системы мотивации преподавателей
Создание электронного контента и интеграция электронного обучения в учебный процесс ПГСГА УЧАСТНИКИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА: 1. Кафедра физики и методики обучения доцент Макеева Екатерина Дмитриевна, дисциплина «Естественнонаучная картина мира» 2. Кафедра зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности человека доцент Лизунова Елена Владимировна, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» 3. Кафедра философии, истории и теории мировой культуры доцент Быстрюков Владимир Юрьевич, дисциплина «Образовательное право»; доцент Хоровинников Александр Александрович дисциплина «Философия».
Спасибо за внимание