Игровые технологии на уроках физической культуры как средство развития социальной компетенции Бочарник Светлана Николаевна Преподаватель физкультуры Лисичанский многопрофильный лицей
А.М.Горький
сюжетные игры для малышей игры-эстафеты игры с прыжками кто сильней? игры на воде зимние игры игры-аттракционы игры народов России игры на внимание баскетбол волейбол футбол бейсбол хоккей ручной мяч
присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях; непредсказуемую изменчивость как условий, так и действий самих игроков; проявление максимальных физических усилий и психического воздействия; стремление учащихся добиваться победы при соблюдении правил игры или соревнования; применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.
соответствие приемлемых игровых форм и средств психофизическим особенностям учащихся; всеобщая доступность; эмоциональность игр и заданий; целостность и логическая последовательность игровых средств; комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект учащихся; ступенчатость и периодичность использования игр и игровых заданий; взаимное уважение, доброжелательность учащихся, оздоровительная направленность.
Вводная часть: подготовка организма учащихся к предстоящей работе (упражнения, проводимые в виде соревнования, выполняемые в парах с элементами силовых единоборств, упражнения скоростно- силового характера). Основная часть: упражнения для закрепления двигательного навыка, эстафеты с элементами, изученными на уроке, мини- соревнования, соревнования по упрощенным правилам. Заключительная часть: игровые задания для расслабления и успокоения организма (упражнения под музыкальное сопровождение – танцевальные шаги, игры на внимание, релаксация).
ПРЕПОДАВАТЕЛЬУЧАЩИЕСЯ задание – ознакомление, показ, организация двигательных действий анализ с выявлением ошибок и путь их устранения восприятие задания и подготовка к его выполнению осмысление и распределение последовательности выполнения задания учащимся выполнение соревновательно- игрового задания ОЦЕНКА неправильно правильно обращение за помощью совершенствование предыдущего или получение нового задания
этап подготовки этап проведения этап анализа анализ учебного материала и требования физической направленности учащихся выбор игр, игровых заданий в соответствии с задачами урока мотивирование игровых действий выбор вида и организации игровой деятельности система контроля формирование команд постановка целей и задач краткий инструктаж по технике безопасности индивидуальное и коллективное поощрение в ходе игры вывод по результатам игры и подведение итогов общий анализ игровой деятельности самооценка по проведению игр разработка рекомендаций по использованию игр корректировка сюжета, правил игры, параметров нагрузки
Задачи урока Название игры карточки задания Развитие физ. качеств Легкая атлетика Формирование и закрепление навыка выполнения элементов прыжка в высоту и прыжка в целом. Соревнования с элементами прыжков в высоту карточка 1Развитие скоростно-силовых качеств Формирование навыка выполнения ускорения в различных условиях. Соревнования с элементами спринтерского бега карточка 2Воспитание ловкости, быстроты. Совершенствование умения комбинировать бег с метанием в цель в соревновательных условиях. Комбинированная эстафета карточка 3Развитие Совершенствование умения ориентироваться « Вызов номеров » карточка 4Воспитание ловкости, быстроты. Совершенствование быстроты двигательной реакции. « Черные и белые » карточка 5Развитие скоростной выносливости, ловкости, внимательности. Схема распределения подвижных игр с учетом программного материала
Гимнастика Формирование навыка быстрого и четкого построения. « Смена мест » карточка 1Воспитание внимательности, активности, дисциплинированности. Совершенствование навыка выполнения гимнастических упражнений с палкой. Эстафета с гимнастической палкой карточка 2Развитие прыгучести, ловкости, координации движений, воспитание чувства коллективизма. Формирование навыка совместных действий при выполнении кувырков с партнером. « Кувырки в паре с партнером » карточка 3Развитие ловкости, точности, координации взаимодействий в соревновательных условиях. Закрепление навыка выполнения акробатических элементов в соревновательных условиях. « Придумай сам » карточка 5Воспитание ловкости, быстроты в игровых условиях Закрепление акробатических элементов в игровой форме. « Построй мост » карточка 6Развитие гибкости Закрепление навыков выполнения упражнений в равновесии. « Выведение из равновесия » карточка 7Воспитание ловкости, точности, координации движений.
Спортивные игры Разучить передачи мяча на месте « Перехвати мяч » Карточка 1 Воспитание коллективных действий Закрепление техники штрафного броска « Бросай точнее » Карточка 2Тренировка глазомера Закрепление навыков скрытых бросков « Скрытый пас » Карточка 3Развитие координации движения
Лыжная подготовка Закрепление поворота переступанием « Карусель » Карточка 1 Тренировка вестибулярного аппарата Закрепление техники спуска со склона « Спуск шеренгами » Карточка 2 Воспитание ловкости, быстроты реакции Совершенствован ие поворота переступанием в движении « Слалом на равнине » Карточка 3 Воспитание ловкости, координации движения Совершенствован ие лыжных ходов « Лисий след » Карточка 4 Развитие общей выносливости, силы отталкивания палками. Совершенствован ие лыжных ходов « Старты с преследованиями » Карточка 5 Развитие быстроты и скоростной выносливости
«Скрытый пас» Задачи : закрепление навыков скрытых бросков мяча в определенном направлении и ловли летящего мяча; развитие координации движения. Инвентарь : баскетбольные и волейбольные мячи. Место: спортивный зал, площадка Сх. рис.Содержание ПравилаОМУ В центре каждого из кругов находится водящий-игрок другой команды. Участники команд перебрасывают мяч друг другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его. Варианты передачи: двумя руками от груди и сверху, одной рукой от плеча, сверху, сбоку, снизу; с отскоком от пола любым способом. Игру следует начинать только по сигналу учителя. Если водящему удается коснуться мяча или поймать его, он приносит команде очко. Мяч передается в круг и игра продолжается. Игрок, неправильно или неудачно выполнивший передачу. Выбывает из игры. Побеждает команда, имевшая меньше потерь мяча и у которой больше осталось игроков. Игру можно проводить в четырех подгруппах, стоящих в кругах. Кроме того, ее можно усложнить путем введения двух водящих и выполнения перебрасывании я двумя руками.
Итоги работы : учащиеся научились взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне её, желание лучше проявить себя в игре мотивировало учащихся овладевать новыми умениями и навыками, которые они перенесли и в другие виды деятельности, выработалась психологическая стойкость: умение контролировать свои эмоции, выслушивать и правильно воспринимать критику товарищей, учителя в свой адрес, участие в игровых заданиях позволило развить физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, выносливость.