Центр культурологического и религиоведческого образования НИПКиПРО
С 1 сентября учебного года комплексный учебный курсу ОРКСЭ будет введен в обязательную часть образовательной программы 4-ого класса начальной школы в объеме 34 часа (1 час в неделю в течение всего учебного года), т.е. в штатном режиме работы начальной школы.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя шесть модулей (предметов): основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, историю мировых религиозных культур и основы светской этики. Курс ОРКСЭ является культурологическим курсом и рассказывает о традиционных религиозных культурах России и светской этике.
По итогам апробации курса в школах 77 регионов РФ основы светской этики 41% основы православной культуры 29% основы мировых религиозных культур 20% основы исламской культуры 6% основы буддийской культуры 1% иудейской 0,10%
Готовность к г. Численность обучающихся в 4 классах ( на сентябрь 2012 г-2013 г.г) чел. основы светской этики чел. основы православной культуры чел. основы мировых религиозных культур чел. основы исламской культуры -14 чел. основы буддийской культуры -0 основы иудейской культуры - 0
по мнению педагогов-психологов, возраст лет наиболее благоприятен для усвоения детьми основ культурологического понимания такого явления, как религия; социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (эмоционально-ценностное восприятие, бесконфликтность, мягкость доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ; к 4-ому классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ; в 4-ом классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени образования, сменой педагогов и другими факторами.
Соответствующий социологический опрос был недавно проведен во всех регионах, участвовавших в эксперименте по введению нового предмета. Социологи установили, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» способствует формированию этического самосознания детей и улучшению взаимоотношений детей и родителей. «Дети стали больше общаться с родителями, обсуждая услышанное на уроках, что говорит о большом воспитательном потенциале курса»
На вопрос социологов «Обсуждали ли вы со своим ребенком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса?» от 62 до 100% родителей учеников из разных школ ответили утвердительно. Результаты соцопроса выявили, что отношение родителей к новому учебному курсу было неоднозначным и со временем менялось. На первоначальном этапе многие родители настороженно относились к этому предмету: на собраниях более 60% выражали сомнение по поводу дополнительной нагрузки для детей, около 48% были против деления класса на группы по модулям. К настоящему моменту заметно улучшение отношения родителей к предмету: 95% родителей нравится повышение интереса детей к истории семьи, семейным традициям, 75% участников опроса с удовольствием выполняют совместные проекты.
Предварительный опрос педагогов показал, что мнения разделились примерно поровну. Одни учителя считают - если предмет направлен на общее развитие школьника, то отметка не нужна и нелепа. А другие - в любом случае оценка всегда дисциплинирует ученика. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое).пунктом 3 статьи 15
1. Что касается дальнейшего изучения курса духовно-нравственных основ, то в новых стандартах основной школы его планируется продолжить. Вопрос, как двигаться дальше, сейчас обсуждается. Понятно, что сюда должны быть органически вплетены история и литература, но, наверное, нужно какое-то еще иное наполнение, либо учебными курсами, либо предметами». В любом случае, осмысленная программа будет представлена на общественное обсуждение.
В ближайшее время образовательные учреждения должны в обязательном порядке определиться с выбором, какое количество учеников какой из модулей курса ОРКСЭ будет изучать, закупить учебники из федерального перечня (их список разместят на сайте министерства образования и науки в конце декабря) и обучить педагогов. «Для закупки учебников школам уже выделяются деньги, и заявления администрации, что денег нет, – неправомочны». 3. Для «Основ религиозной культуры и светской этики» предложено несколько линий учебников, для каждой учебной программы разработано свое пособие. Все они прошли экспертизу и одобрены федеральным Министерством образования и науки России.
По рекомендации Общественного совета Минобрнауки России подготовлены изменения в рабочую программу, которые связаны с тем, что, независимо от того, какой выбор сделал ученик, в начале и в конце изучения курса будет выделено несколько часов на ознакомление с основами мировых религий. (Заседание коллегии Минобрнауки России от 20 марта 2012 года ) (из выступлений Максима Дулинова, зам. министра Минобрнауки РФ, Елены Низиенко, директора Департамента общего образования Минобрнауки России):