Разработка рабочей (учебной) программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС Рябова Ж.А., методист отдела образования администрации МО «Чойский район»
Рабочая программа – это нормативный документ. Является структурным элементом основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования. Образовательная программа – определяет содержание образования (ст ФЗ «Об образовании в РФ»)
Рабочие программы – это программы, разработанные на основе примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.
Рабочая программа – это локальный индивидуальный документ педагога. Локальность рабочей программы – создаётся для конкретного образовательного учреждения. Индивидуальность рабочей программы– разрабатывается педагогом для своей деятельности. Рабочая программа – нормативно- управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Порядок составления рабочей программы Разрабатывается в соответствии с Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, учебных модулей в соответствии с ФГОС. Должна отличаться от федеральной примерной программы по предмету не более, чем на 20% (учитель распределяет материал по годам обучения, темам)
Порядок составления рабочей программы Составляются на основе: примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования, примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в Федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе. Примерные (типовые) учебные программы, разработанные на федеральном уровне не могут использоваться в качестве рабочих программ, т.к. не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Порядок составления рабочей программы Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и проходит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения. для авторских учебных программ целесообразно проводить дополнительную внешнюю экспертизу, которую осуществляет муниципальный экспертный совет. должна показывать, как педагог создаёт индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС.
Порядок рассмотрения рабочей программы 1 этап июня – рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты заносятся в протокол) и согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе. 2 этап августа – рассматривается на педагогическом совете и утверждается руководителем образовательного учреждения. После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемом в данном образовательном учреждении. Обновляется ежегодно до начала учебного года. Общий перечень программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.
Структура рабочей программы (ФГОС НОО, ФГОС ООО) 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. 373, Приказ Минобрнауки России от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования». Раздел 3. п Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г Раздел 3. п
Структура рабочей программы (ФГОС) 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Требования к уровню освоения учащимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов конкретного учебного предмета, курса. 4. Содержание учебного предмета, курса 5.Календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
Структура рабочей программы (ФГОС НОО, ФГОС ООО) 6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. 7. Приложения (технологические карты уроков, технологические карты контроля и т.д.)
Титульный лист 1. Полное наименование ОУ (в соответствии с лицензией). 2. Гриф рассмотрения и утверждения программы. 3. Название учебного предмета, курса (модуля). 4.Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет, курс (модуль). 5. Класс в котором изучается учебный предмет (курс). 6. Год составления рабочей программы.
Пояснительная записка 1. Сведения о программе (примерной (и) авторской),с указанием наименования, автора, года издания на основе которой разработана рабочая программа. 2. Цели и задачи. Конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 3. Общая характеристика учебного предмета, курса. Изменения, внесённые в примерную и авторскую учебную программу и их обоснование. 4. Описание учебного предмета, курса в учебном плане.
Пояснительная записка 5. Информация о количестве учебных часов, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований. 6. Формы организации образовательного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля планируемых результатов обучения (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в ОУ), промежуточной и итоговой аттестации (в соответствии с соответствующими Положениями)
Пояснительная записка 7. Название УМК (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. в соответствии с Федеральным перечнем учебников, утверждённым Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.
Требования к уровню подготовки учащихся Это описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень включает в себя специальные предметные и метапредметные (общие учебные) умения и способы деятельности. Должны соответствовать требованиям, сформулированным в ФГОС (НОО, ООО) и федеральной примерной учебной программе.
По каждой учебной теме (разделу) указываются: 1. Наименование темы (раздела). 2. Количество часов. 3. Содержание учебного материала. 4. Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с ФГОС. 5. Перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачётов и др.).
Календарно-тематический план (примерная структура) 1. Темы курса, последовательность их изучения. 2. Количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем. 3. Планируемый результат освоения материала. 4. Виды учебной деятельности (или характеристика деятельности) учащихся. 5.Оборудование. 6. Электронные образовательные ресурсы Оформляется в виде таблицы на весь срок обучения Формулировка темы федеральной примерной программы, рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в классном журнале должны совпадать.
Формы и средства контроля 1. Данный раздел включает материалы в виде тестовых, контрольных работ, вопросов для зачёта и др. для оценки освоения школьниками содержания учебного материала. 2. Количество контрольных работ определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин, принятыми на уровне региона.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Данный раздел включает: основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); оборудование и приборы и т.п.
Методика оценки качества рабочих учебных программ педагогов Критерии рассматриваются через показатели и оцениваются: 1. Актуальность программы. 2. Наличие обязательных составляющих программы. 3. Соответствие оформления титульного листа рекомендуемому образцу. 4. Соответствие оформления пояснительной записки примерному образцу. 5. Соответствие требований к уровню освоения учащимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов конкретного учебного предмета, курса требования ФГОС. 6. Соответствие содержания программы рекомендуемым показателям. 7. Качество составления календарно-тематического плана. 8. Соответствие календарно- тематического планирования структурным требованиям программы и рекомендуемому образцу. 9. Соответствие учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса структурным требованиям программы. 10. Качество приложения к программе. 11. Наличие внешней рецензии на программу.
Критерии оценки качества рабочей программы баллов (не менее 75%) – программа рекомендуется к использованию; баллов (не менее 50% и при отсутствии оценки «0» по разделам 3,4,5,6,7,8,9) – программа требует незначительной доработки; 10-6 баллов (не менее 25% и при отсутствии оценки «0» по разделам 3,4,5,6,7,8,9 ) – программа требует значительной доработки; 5 и менее баллов (24% и менее) – программа не соответствует требованиям к разработке рабочих программ.
Спасибо за внимание!