Информационная компетентность преподавателя вуза в современных условиях. Квалификационные требования Квитко Б.И. 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правовые основы деятельности учителя Закон РФ «Об образовании» Типовое положение об образовательном учреждении Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении.
Advertisements

Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской.
Квалификационные требования к руководителю образовательного учреждения.
Основные квалификационные характеристики учителя Квалификационные требования и должностные обязанности работников общего и профессионального образования,
Квалификационные требования к руководителю образовательного учреждения.
1. Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы.
Тьютор в образовательном процессе: основные задачи и функции Ястребова Г.А., канд. пед. наук, профессор
Современное представление Квалификационные категории.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Областное методическое объединение педагогов-психологов «Актуальные вопросы психологического сопровождения образовательного процесса»
Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) Утвержден Приказом Минтруда России от N 544н "Об утверждении профессионального стандарта.
«Создание условий в образовательном учреждении по реализации ООП ООО по химии» «Создание условий в образовательном учреждении по реализации ООП ООО по.
Квалификационные характеристики работников образования.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Санкт-Петербург Городской семинар директоров ИМЦ.
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
Аттестация на соответствие занимаемой должности В рамках ФЗ -273 « Об образовании в РФ »
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
" Актуальные направления профессионального развития педагогических работников : результаты диагностики на основе профессионального стандарта ". Требования.
Транксрипт:

Информационная компетентность преподавателя вуза в современных условиях. Квалификационные требования Квитко Б.И г.

2 Квалификационная характеристика - это официальный и достаточно стабильный документ наряду с образовательным стандартом и учебным планом. Квалификационная характеристика каждой должности должна иметь три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». Квалификационная характеристика - это официальный и достаточно стабильный документ наряду с образовательным стандартом и учебным планом. Квалификационная характеристика каждой должности должна иметь три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». В основу формулирования разделов квалификационной характеристики преподавателя ДО положены компетенции преподавателя ДО. В основу формулирования разделов квалификационной характеристики преподавателя ДО положены компетенции преподавателя ДО.

3 Деятельность преподавателя ДО организационно можно разделить на 2 этапа: I. Разработка дистанционного курса. II. Реализация дистанционного курса.

4 Для разработки дистанционного курса педагогу необходимо сформировать информационно-педагогические компетенции, которые заключаются в следующем: компетенции методического проектирования собственно профессионального продукта (дистанционный урок, курс, электронный учебник и др.), способность разрабатывать стратегию своего дальнейшего профессионального развития в области ДО; компетенции методического проектирования собственно профессионального продукта (дистанционный урок, курс, электронный учебник и др.), способность разрабатывать стратегию своего дальнейшего профессионального развития в области ДО; компетенции разработки, создания, внедрения и применения учебно-методического комплекса (УМК) в образовательном дистанционном процессе, проектирование систем и средств сопровождения методической работы в учебном заведении; компетенции разработки, создания, внедрения и применения учебно-методического комплекса (УМК) в образовательном дистанционном процессе, проектирование систем и средств сопровождения методической работы в учебном заведении;

5 компетенции владения совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством при организации ДО, работой в команде; компетенции владения совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством при организации ДО, работой в команде; компетенции владения приемами создания различных видов педагогического контроля (проекты, рефераты, отчёты, веб-квесты, тесты и т.д.), проектирования системы оценки качества контрольных материалов, умения выбора программного обеспечения и технологий проведения контроля и др. компетенции владения приемами создания различных видов педагогического контроля (проекты, рефераты, отчёты, веб-квесты, тесты и т.д.), проектирования системы оценки качества контрольных материалов, умения выбора программного обеспечения и технологий проведения контроля и др.

6 Для реализации дистанционного курса педагогу необходимо сформировать коммуникативные и коммуникационные компетенции, а также компетенции личностного самосовершенствования: компетенции в сфере владения педагогическими технологиями дистанционного обучения на практике (проведение виртуальных дискуссий, вебинаров, ролевых и деловых игр, круглых столов, проектной деятельности, ситуационного анализа и т.д.); компетенции в сфере владения педагогическими технологиями дистанционного обучения на практике (проведение виртуальных дискуссий, вебинаров, ролевых и деловых игр, круглых столов, проектной деятельности, ситуационного анализа и т.д.);

7 компетенции в сфере образовательно- организационной деятельности, в том числе умение анализировать учебную ситуацию, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений дистанционных преподавателей и обучающихся, оценивать собственные профессиональные возможности, навыки самоорганизации; компетенции в сфере образовательно- организационной деятельности, в том числе умение анализировать учебную ситуацию, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений дистанционных преподавателей и обучающихся, оценивать собственные профессиональные возможности, навыки самоорганизации; компетенции в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (овладение техническими средствами обучения, программным обеспечением, ориентирование в системах ДО). компетенции в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (овладение техническими средствами обучения, программным обеспечением, ориентирование в системах ДО).

8 Таким образом, в основу формулирования квалификационных требований к преподавателям ДО могут быть положены такие подходы к формулированию групп компетенций преподавателя, как: основные составляющие компетентности работников образования: профессиональная, информационная, коммуникативная, правовая; основные составляющие компетентности работников образования: профессиональная, информационная, коммуникативная, правовая; компетенции в области педагогики, психологии, информационных технологий; компетенции в области педагогики, психологии, информационных технологий; информационно-педагогические (для разработки дистанционного курса), коммуникативные, коммуникационные компетенции и компетенции личностного самосовершенствования (для реализации дистанционного курса). информационно-педагогические (для разработки дистанционного курса), коммуникативные, коммуникационные компетенции и компетенции личностного самосовершенствования (для реализации дистанционного курса).

9 Компетенции преподавателя ДО лежат в основе квалификационных требований, которые в свою очередь являются основой для формулирования должностных обязанностей специалиста. Компетенции преподавателя ДО лежат в основе квалификационных требований, которые в свою очередь являются основой для формулирования должностных обязанностей специалиста. Должностные обязанности преподавателя ДО, требования к знаниям и квалификации основаны на анализе видов деятельности преподавателя ДО, уровней, целей и задач. Должностные обязанности преподавателя ДО, требования к знаниям и квалификации основаны на анализе видов деятельности преподавателя ДО, уровней, целей и задач.

10 Преподаватель ДО должен быть готов к следующим видам деятельности: профессионально-педагогическая – педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности с использованием ДОТ;профессионально-педагогическая – педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности с использованием ДОТ; научно-исследовательская – проведение исследований по теме реализации учебного процесса ДО;научно-исследовательская – проведение исследований по теме реализации учебного процесса ДО; организационно-управленческая – организация учебно-производственного процесса и ведение обучения дистанционно; организационно-управленческая – организация учебно-производственного процесса и ведение обучения дистанционно;

11 профессиональная (по базовой специальности) – подготовка содержания курса (дисциплины) для дистанционного преподавания;профессиональная (по базовой специальности) – подготовка содержания курса (дисциплины) для дистанционного преподавания; методическая – методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих (служащих) с использованием ДОТ;методическая – методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих (служащих) с использованием ДОТ; общественная – участие в конференциях, семинарах по тематике ДО, выступления и публикация статей, изданий;общественная – участие в конференциях, семинарах по тематике ДО, выступления и публикация статей, изданий; коммерческая – проведение консультаций, курсов ДО на внебюджетной основе при условии разрешения на коммерческую деятельность.коммерческая – проведение консультаций, курсов ДО на внебюджетной основе при условии разрешения на коммерческую деятельность.

12 Исходя из видов деятельности преподавателей, участвующих в процессе ДО, можно выделить уровни преподавателя ДО: 1.Автор-редактор курса занимается разработкой курсов ДО, электронных учебников, консультирует педагогов, которые будут проводить дистанционные курсы со студентами. 1.Автор-редактор курса занимается разработкой курсов ДО, электронных учебников, консультирует педагогов, которые будут проводить дистанционные курсы со студентами. 2.Преподаватель-тьютор организовывает взаимодействие удалённого преподавателя с группой студентов в форме ДО, находясь со студентами. 2.Преподаватель-тьютор организовывает взаимодействие удалённого преподавателя с группой студентов в форме ДО, находясь со студентами.

13 3.Преподаватель-консультант ведёт занятия в региональном учебном центре, имея сертификат от базового учебного заведения. Консультирует обучающихся по программам, методикам и технологиям, заданным базовым учебным заведением, в рамках дисциплин и сроков, определяемых его сертификатом. 3.Преподаватель-консультант ведёт занятия в региональном учебном центре, имея сертификат от базового учебного заведения. Консультирует обучающихся по программам, методикам и технологиям, заданным базовым учебным заведением, в рамках дисциплин и сроков, определяемых его сертификатом. 4. Преподаватель ДО – это "виртуальный" преподаватель, работающий со студентами через сеть Интернет. Современный преподаватель ДО должен владеть различными моделями ДО, педагогическими технологиями ДО и средствами ИКТ в условиях ДО, а также знать психологические азы организации процесса ДО и работы с удалённым студентом. 4. Преподаватель ДО – это "виртуальный" преподаватель, работающий со студентами через сеть Интернет. Современный преподаватель ДО должен владеть различными моделями ДО, педагогическими технологиями ДО и средствами ИКТ в условиях ДО, а также знать психологические азы организации процесса ДО и работы с удалённым студентом.

14 Цель педагогической деятельности преподавателя ДО - создание оптимальных условий для развития у учащихся информационной, деловой и социальной компетентностей как основных, определяющих конкурентоспособность профессионала на рынке труда и успешную самореализацию современного человека в различных областях деятельности. Цель педагогической деятельности преподавателя ДО - создание оптимальных условий для развития у учащихся информационной, деловой и социальной компетентностей как основных, определяющих конкурентоспособность профессионала на рынке труда и успешную самореализацию современного человека в различных областях деятельности.

15 Задачи педагогической деятельности преподавателя ДО: Задачи педагогической деятельности преподавателя ДО: создание условий для освоения учащимся нового информационного образовательного пространства; создание условий для освоения учащимся нового информационного образовательного пространства; обеспечение методического сопровождения учащихся в освоении ими учебных материалов, представленных в виде сетевых учебных курсов; обеспечение методического сопровождения учащихся в освоении ими учебных материалов, представленных в виде сетевых учебных курсов; формирование у учащихся критического и творческого мышления, а также общеучебных навыков и способов учебной деятельности, необходимых для эффективного функционирования в информационном пространстве; формирование у учащихся критического и творческого мышления, а также общеучебных навыков и способов учебной деятельности, необходимых для эффективного функционирования в информационном пространстве; развитие у учащихся устойчивой мотивации познавательной деятельности; развитие у учащихся устойчивой мотивации познавательной деятельности; формирование у них потребности самообразования и развитие навыков использования современных информационных технологий для оптимизации процесса обучения. формирование у них потребности самообразования и развитие навыков использования современных информационных технологий для оптимизации процесса обучения.

16 Опираясь на виды деятельности преподавателя ДО, уровни, цели и задачи преподавателя ДО, можно сформулировать его должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации. Опираясь на виды деятельности преподавателя ДО, уровни, цели и задачи преподавателя ДО, можно сформулировать его должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации.

17 Должностные обязанности преподавателя ДО Преподаватель ДО имеет следующие должностные обязанности: Преподаватель ДО имеет следующие должностные обязанности: 1. Организовывает и проводит учебную и исследовательскую деятельность учащихся дистанционно в соответствии с требованиями ФГОС. 1. Организовывает и проводит учебную и исследовательскую деятельность учащихся дистанционно в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Изучает подходы к организации учебного процесса в образовательном учреждении через интеграцию ДО с различными формами получения образования, теоретические основы проектирования и реализации ДО, разрабатывает модели индивидуального и группового обучения при ДО. 2. Изучает подходы к организации учебного процесса в образовательном учреждении через интеграцию ДО с различными формами получения образования, теоретические основы проектирования и реализации ДО, разрабатывает модели индивидуального и группового обучения при ДО. 3. Совершенствует свою работу со средствами ИКТ для проведения учебного процесса в дистанционной форме. 3. Совершенствует свою работу со средствами ИКТ для проведения учебного процесса в дистанционной форме.

18 4. Организует и контролирует самостоятельную работу обучающихся, их индивидуальные образовательные траектории (программы) с использованием ДОТ, создание учащимися телекоммуникационных проектов. 4. Организует и контролирует самостоятельную работу обучающихся, их индивидуальные образовательные траектории (программы) с использованием ДОТ, создание учащимися телекоммуникационных проектов. 5. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании в условиях ДО. 5. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании в условиях ДО. 6. Обеспечивает посредством ДО достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). 6. Обеспечивает посредством ДО достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

19 7. Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса с помощью педагогических технологий ДО. 7. Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса с помощью педагогических технологий ДО. 8. Соблюдает права и свободы обучающихся при общении в форумах, чатах, по электронной почте и др. средствах коммуникаций. Поддерживает учебную дисциплину, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся, соблюдая этикет виртуального общения. 8. Соблюдает права и свободы обучающихся при общении в форумах, чатах, по электронной почте и др. средствах коммуникаций. Поддерживает учебную дисциплину, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся, соблюдая этикет виртуального общения. 9. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях ИКТ (в т.ч. ведение электронных форм документации). 9. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях ИКТ (в т.ч. ведение электронных форм документации).

Проводит он-лайн и офф-лайн консультации, Интернет-конференции, вебинары и др. виртуальные мероприятия. 10. Проводит он-лайн и офф-лайн консультации, Интернет-конференции, вебинары и др. виртуальные мероприятия. 11. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, принимает участие в деятельности педагогических сетевых сообществ, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы образовательного учреждения. 11. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, принимает участие в деятельности педагогических сетевых сообществ, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы образовательного учреждения. 12. Осуществляет связь с педагогом- куратором, психологом, с родителями или лицами, их заменяющими. 12. Осуществляет связь с педагогом- куратором, психологом, с родителями или лицами, их заменяющими.

Разрабатывает рабочие программы по своей дисциплине и другие материалы для использования в ДО, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников. 13. Разрабатывает рабочие программы по своей дисциплине и другие материалы для использования в ДО, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников. 14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. 14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

22 Должен знать Преподаватель дистанционного обучения должен знать: 1. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, организацию ДО. Конвенцию о правах ребенка. 1. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, организацию ДО. Конвенцию о правах ребенка. 2. Основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления; педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения. 2. Основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления; педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения. 3. Основы трудового законодательства. 3. Основы трудового законодательства.

23 4. Понятийный аппарат ДО. Модели ДО. 4. Понятийный аппарат ДО. Модели ДО. 5. Формы организации учебного процесса в ДО. Содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету при ДО. 5. Формы организации учебного процесса в ДО. Содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету при ДО. 6. Психолого-педагогические особенности взаимодействия участников учебного процесса при ДО. Сетевой этикет при ДО. Сетевые педагогические сообщества для педагога ДО. 6. Психолого-педагогические особенности взаимодействия участников учебного процесса при ДО. Сетевой этикет при ДО. Сетевые педагогические сообщества для педагога ДО. 7. Особенности работы преподавателя в системе ДО. Средства ИКТ в работе преподавателя ДО. Управление коммуникативной деятельностью учащихся при ДО. 7. Особенности работы преподавателя в системе ДО. Средства ИКТ в работе преподавателя ДО. Управление коммуникативной деятельностью учащихся при ДО.

24 8. Порядок использования современных форм и методов обучения и воспитания студентов (учеников) в условиях ДО. 8. Порядок использования современных форм и методов обучения и воспитания студентов (учеников) в условиях ДО. 9. Теорию и методы управления образовательными системами. 9. Теорию и методы управления образовательными системами. 10. Современные педагогические технологии в системе ДО, технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализацию компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, организацию мотивации к обучению, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения. 10. Современные педагогические технологии в системе ДО, технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализацию компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, организацию мотивации к обучению, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Основы работы с программным обеспечением процесса ДО, браузерами, мультимедийным оборудованием. 11. Основы работы с программным обеспечением процесса ДО, браузерами, мультимедийным оборудованием. 12. Организацию мониторинга ДО. Формы контроля учебной деятельности при ДО. 12. Организацию мониторинга ДО. Формы контроля учебной деятельности при ДО. 13. Профессиональные компетенции преподавателя ДО по организации и проведению учебного процесса в виртуальной среде. 13. Профессиональные компетенции преподавателя ДО по организации и проведению учебного процесса в виртуальной среде. 14. Правила по охране труда и пожарной безопасности. 14. Правила по охране труда и пожарной безопасности.

26 Требования к квалификации К квалификации преподавателя ДО предъявляются требования: Высшее (или среднее) профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (или в области, соответствующей преподаваемому предмету), либо дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении. Высшее (или среднее) профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (или в области, соответствующей преподаваемому предмету), либо дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении. Стаж педагогической работы не менее 2 лет. Стаж педагогической работы не менее 2 лет. Курсы повышения квалификации по направлению «Подготовка преподавателя дистанционного обучения», «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении». Курсы повышения квалификации по направлению «Подготовка преподавателя дистанционного обучения», «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении». Полученные в исследовании результаты могут быть использованы при дополнении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» при внесении в него новой должности «Преподаватель дистанционного обучения». Полученные в исследовании результаты могут быть использованы при дополнении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» при внесении в него новой должности «Преподаватель дистанционного обучения».