Современные подходы к организации профориентационной работы с учащимися образовательных учреждений в условиях ФГОС Мешкова Ирина Владимировна, кандидат.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П РОЕКТ Формирование единой системы профориентационной работы в системе образования Свердловской области.
Advertisements

Профориентация в русле ФГОС нового поколения. Качурина Елена Юрьевна, педагог-психолог ГОУ СОШ 328.
Концепция программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области на годы ВНИК при «Институте развития образования»
Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы МБОУ Лицей.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Ямало-Ненецкий автономный округ город Губкинский «Организация профессионального самоопределения школьников» за 2013 год Садыкова Гульсина Шавкатовна, заместитель.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ гг. Авторы: Ходаков В.В.директор школы Лобкова Т.Н., зам.директора по учебно-воспитательной работе Писарева М.В.,
Программа «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС НОО»
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Транксрипт:

Современные подходы к организации профориентационной работы с учащимися образовательных учреждений в условиях ФГОС Мешкова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии НТГСПИ (ф) РГППУ

КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Авторы: В.И. Блинов, И.С. Сергеев, при участии Е.В. Зачесовой, П.Н. Новикова, Н.С. Пряжникова, Г.В. Резапкиной, Н.Ф. Родичева. Концепция разработана в соответствии с Государственным заданием Министерства образования и науки Российской Федерации Центру профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» на 2012 г. и плановый период гг.

Различные модели профессионального самоопределения : профессиональное самоопределение в условиях жёстко ограниченного выбора (например, для населения сельских территорий, посёлков и небольших городов); профессиональное самоопределение в условиях практически неограниченного выбора одной из множества образовательно-профессиональных траекторий; профессиональное самоопределение «постмодернистского типа», осуществляемое путём формирования индивидуального набора профессиональных компетенций и создания рабочего места «под себя».

Cтупенчатый (поэтапный) переход на ФГОС: учебный год – обязательное введение ФГОС в первых классах всех образовательных учреждений РФ учебный год – обязательное обучение по ФГОС на ступени общего среднего образования ( 5-9 классы) учебный год - обязательное обучение по ФГОС на ступени среднего (полного) общего образования (10-11 классы).

Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностные результаты: готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

Требования к результатам освоения основной образовательной программы Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении разного рода задач; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся. Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности

«Портрет выпускника школы» (личностные характеристики выпускника) Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; Подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, её нравственные основы. Мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Профориентация - это многоаспектная, целостная система научно- практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально- экономических, психолого-педагогических и медико- физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации. Компетентностный подход предполагает сочетание разных подходов – личностно ориентированного, социально ориентированного, экономически ориентированного, государственно ориентированного.

О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования на годы (проект) (Проект разработан правительством РФ в марте 2011 г., в котором предусматривалось нормативно-правовое, организационно- методическое, информационно-методическое и кадровое обеспечение мероприятий на федеральном и региональном уровнях)

Концепция программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области (проект) Областная комплексная целевая программа «Программа профориентационной работы в системе образования Свердловской области» Ответственные исполнители программных мероприятий – Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования», Учреждения общего, дополнительного, специального (коррекционного), начального профессионального и среднего профессионального образования Свердловской области. Срок реализации программы гг.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы профориентации в Свердловской области – модернизированная региональная инфраструктура профориентационной работы, обеспечивающая сопровождение профессионального самоопределения, профессионального выбора обучающихся, трудоустройство и социально-профессиональную адаптацию выпускников по востребованным инновационной экономикой Свердловской области профессиям и специальностям; – обновленное содержание образовательных программ всех образовательных учреждений Свердловской области, обеспечивающее преемственность в сопровождении профессионального самоопределения обучающихся на разных этапах обучения;

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы профориентации в Свердловской области – подготовленные педагогические кадры для профориентационной работы обучающихся в системе образования Свердловской области; – единая открытая информационная среда профориентационной работы; – региональная модель государственно-частного партнерства в обеспечении сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; – разработанная сетевая модель профильного обучения в Свердловской области; – апробированная модель деятельности педагога- профконсультанта в образовательных учреждениях с программно-методическим обеспечением.

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Современная ситуация социально-экономического развития Свердловской области связана с решением ключевых задач, среди которых – задача обеспечения устойчивого экономического роста. Основным ресурсом развития экономики в целом являются кадровые ресурсы, поэтому вопросы профессионального самоопределения личности специалиста для инновационной экономики становятся ведущими. Сложившаяся в настоящее время отраслевая система профессиональной ориентации молодежи позволяет решить эту проблему не в полной мере. Основным действующим субъектом профориентационной работы являются учреждения образования. Однако в настоящее время они выполняют функцию профессиональной ориентации выпускников с учетом их собственных интересов, недостаточно учитывая потребности рынка труда.

Актуальные проблемы профориентационной работы в Свердловской области – отсутствие действенных механизмов координации деятельности по профессиональной ориентации образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по решению проблем профессионального самоопределения обучающихся на основе перспектив запроса рынка труда Свердловской области; – недостаточность разработанных и реализуемых на основе преемственности образовательных программ в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования, – отсутствие единой информационной среды профориентационной работы; – не сформированность системы подготовки и недостаточность педагогических кадров для профориентационной работы;

Актуальные проблемы профориентационной работы в Свердловской области – недостаточность использования в практике профориентационной работы эффективных педагогических технологий сопровождения профессионального самоопределения; – низкий уровень ресурсного обеспечения программ и проектов профориентационной направленности, реализуемых в учреждениях общего и профессионального образования; – несоответствие материально-технических условий, обязательных при организации профориентационной работы профильного и предпрофильного обучения по направлениям видов деятельности, востребованных на рынке труда Свердловской области; – неудовлетворительное материально-техническое обеспечение технологического образования в образовательных учреждениях.

Из «Программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области» Главную проблему можно обозначить следующим образом: сложившаяся система профориентационной работы не способствует успешному социально- профессиональному самоопределению молодежи и эффективному развитию кадрового потенциала Свердловской области в соответствии с требованиями инновационного социально-экономического развития. Программа носит комплексный характер и имеет такие признаки, как множественность и сложность задач, измеримый конечный результат; ограниченность ресурсов (временные, человеческие, финансовые); наличие конкретного заказчика; достаточно короткие сроки реализации Программы.