Активная оценка как новая стратегия обучения Алейников А.А., заместитель директора по УР государственного учреждения образования «Средняя школа 2 г.п.Круглое» 6 февраля 2015 года
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра Джон Дьюи
3 цели урока; техника постановки вопросов; ключевой вопрос; обратная связь; критерии оценки – «На ШтоБуЗУ»; самооценка, взаимооценка и взаимообучение. Элементы активной оценки:
4 цели урока; цели урока; техника постановки вопросов; ключевой вопрос. Элементы активной оценки: Техника постановки вопросов
5 обратная связь; критерии оценки – «На ШтоБуЗУ»; самооценка, взаимооценка и взаимообучение. Элементы активной оценки:
Обратная связь Обратная связь Отзыв относительно выполненной работы, комментарии в устной или письменной форме (что сделано хорошо, а что и как можно исправить). Замечания могут быть приняты или аргументированно опровергнуты. Отметки выставляются в конце изучения каждого раздела. 6
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ Определение и выделение положительных элементов в работе учащегося (++). Обращение внимания на то, что учащемуся желательно улучшить или над чем поработать дополнительно (-). Подсказки, как обучающийся может улучшить свою работу (). Подсказки, в каком направлении учащийся должен работать дальше (). 7
Оценивая работу учащегося: используйте обязательные 4 элемента обратной связи; помните, что обратная связь касается только На ШтоБуЗУ ; не сочетайте обратную связь с отметкой – баллом. 8
Эффективность обратной связи Называли ли учащегося по имени, когда к нему обращались? Замечания касались только работы учащегося, а не его личности? В оценке положительные моменты преобладали над отрицательными? Получил ли обучающийся совет, как ему в будущем улучшить результат? Все ли комментарии были подробными? Была ли учащемуся предложена помощь в преодолении трудностей? 9
Сколько раз можно позволять учащемуся исправлять одну работу? Нужно ли продолжать писать учащемуся рекомендации и ждать хороших результатов, если исправленная, например, десятый раз работа по- прежнему не соответствует требованиям учителя? Не захочет ли учащийся, уставший от необходимости многократного исправления работы, наконец списать ее у одноклассника? Должна ли рекомендация по исправлению работы относиться к находящимся в ней заданиях и упражнениях, или можно использовать некие другие задания, связанные с этой работой? Как найти время на написание комментариев к ученическим работам? Как каждый раз находить в работе учащегося то, что можно похвалить? 10
Если учащийся в состоянии оценить, сколько он уже знает, а сколько ему еще нужно изучить, чтобы достичь намеченной цели, то это поможет ему в образовательном процессе и сделает его активным участником этого процесса. САМООЦЕНКА 11
Учащийся: формулирует: "что я знаю, умею, могу" определяет: "над чем я должен еще поработать" планирует: "каким образом я преодолею трудности" Самооценка – это не самопроверка! 12
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ Учебный элемент Не знаю ЗнаюПонимаю Могу объяснить другим людям 13
Средство обратной связи светофор
ТЕХНИКА ИТОГОВЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ "Сегодня я научился лучше.., благодаря чему быстрее..." "Раньше я думал, что.., а теперь знаю, что…" 15
ВЗАИМООЦЕНКА И ВЗАИМООБУЧЕНИЕ 16 Взаимооценка
ВЗАИМООЦЕНКА: Учащиеся оценивают работы одноклассников на основе определенных заранее критериев. Учитель работает с учащимися над: определением критериев оценки; возможностями предоставления учащимся обратной информации. 17
На ШтоБуЗУ для проверочной или домашней работы. Преимущества Учащийся: чувствует себя в безопасности, потому что знает, что учитель не удивит его дополнительным критерием для оценки; пытается обратить внимание на то, что учитель будет оценивать в его работе; знает, что должно быть в его работе; заинтересован в комментарии учителя к своей работе, т. к. знает, что будет оценивать учитель. Учитель: Подбирает задания к проверочной или домашней работе, выбирая самое необходимое; связывает задания проверочной работы с На ШтоБуЗУ к предыдущим урокам; во время проверки работ учащихся концентрируется только на том, что было обозначено в На ШтоБуЗУ; оценивает работы учащихся более объективно. 18
ОЦЕНКА Отложить выставление оценки. Сообщить, чьи работы будут оценены баллом, и после проверки этих работ выставлять только оценку без комментариев. Использовать взаимооценку учащихся. 19
20
Рефлексия 21 Активная оценка …?!
22 Активная оценка как новая стратегия обучения 6 февраля 2015 года