«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А.Н.Макаренко «Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей» В. А. Сухомлинский. 1
2 «Взгляды родителей и учителей трудно примирить, так как и те и другие по-разному смотрят на цели образования».
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…» Л.Кассиль
Педагогический совет «Личностное развитие школьника через систему взаимодействия школы и семьи»
Взаимопонимание сотрудничество
Ребенок глазами родителей Хорошо образован. Приобщен к здоровому образу жизни. Честный и добрый. Стойкий к невзгодам. Дисциплинирован. Трудолюбив. Сформирована гражданская позиция. Ребенок глазами педагогов Любит свой край и свою Родину. Уважает и принимает ценности семьи. Организованный, готовый самостоятельно отвечать за свои поступки. Социально активный, уважающий закон и правопорядок. Подготовленный к осознанному выбору профессии. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни По данным всероссийского опроса Портрет выпускника согласно ФГОС
Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей, родителей и детей. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами, школьными советами и т.д
познавательная сфера жизни поддержка физического здоровья обучающихся развитие творческого потенциала поддержка одаренных детей социальная поддержка и профилактика безнадзорности К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относится:
Формы работы классного руководителя Индивидуальные посещение семьи, консультации… Групповые заседание родительского комитета, совета класса, консультации, беседы… Массовые родительское собрание, праздники, посещение театра, экскурсии…
Быть классным руководителем, это значит: взять на себя большую ответственность; уметь слушать и понимать; заботиться о каждом воспитаннике своего класса: о его интеллектуальном, психическом, физическом и нравственном состоянии; помогать во всём (в учении, в общении, в общении с родителями, в самоопределении, саморазвитии); руководить и поддерживать дисциплину; заменить (на время) маму и папу, подругу или друга; быть всегда на стороне справедливости
В общении с детьми и их родителями: 1. Не будь назойливым. Помни: у каждого ребёнка и родителя свой мир интересов, увлечений, печалей и радостей. 2. Войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребёнок и родитель. Только тогда реши, что делать дальше. 3. Сам совершай добрые и хорошие поступки. Не только дети, но и родители учатся у нас. 4. Доставь ребёнку радость общения с тобой! Похвали! Укажи на успехи! Воодушеви! 5. Избегай обвинений. 6. Покори в себе гордыню. Признайся, что и ты чего-то не знаешь. 7. Развивай в себе незаурядность! Тогда и твои воспитанники станут незаурядными личностями. Импровизируй!
Кто помогает формировать личность школьника Школьник Родители Классный руководитель Учителя- предметники Педагоги доп.образования Друзья, знакомые
Школа и семья – это два социальных института,от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни. Семьи, из которых приходит ребенок в школу, неоднородны. Хорошо, если отношения в семье нормальные, разумные. А если с точностью до наоборот?! Тогда школа может и должна компенсировать всю семейную негативность, чтобы ребенок вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью
Сотрудничество с родителями В процессе становления личности ребёнка семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для классного руководителя изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов.
Семья формирует у ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь: отношение к себе; стиль отношений с другими людьми; представления о себе как о мужчине или женщине; нравственные ценности, представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; жизненные смыслы; стремления, идеалы; чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине
Школой и классными руководителями должен быть отработан алгоритм взаимодействия с родителями Школа (классный руководитель) информирует семью о планах работы семья оценивает влияние данной работы на детей, школа (классный руководитель) раскрывает сложные проблемы, семья определяет меру содействия решению их, школа (классный руководитель) приглашает принять участие в деле, семья откликается на приглашение, участвует, школа (классный руководитель) сообщает о необходимости помощи, семья предлагает помощь, выдвигает предложения, школа (класс) организует общее дело, семья участвует в общих делах
Принципы работы семьи и школы Первый - принцип согласия Второй – принцип сопряжения Третий – принцип сопереживания Четвертый – принцип сопричастности Пятый – принцип содеянности
Школа раскрывает цель воспитания - Семья осмысливает цель воспитания, выражает мнение; Школа сообщает о функциях школы - Семья выражает мнение о продуктивности функций; Школа наделяет семью обязанностями - Семья соглашается создавать необходимые условия;
Школа оказывает знаки внимания родителям - Семья благодарит и выражает ответное внимание; Школа формирует у детей любовь к семье - Семья утверждает безусловное уважение к школе; Школа знакомит с событиями школы- Семья проявляет интерес к жизни всех детей
Ваши предложения Больше сотрудничества в совместных мероприятиях Не только по телефону Работать не ради заработать,а ради работы Любить детей,его семью, быть объективным и справедливым В сотрудничестве с родителями
Какие из форм сотрудничества с родителями вы хотели бы видеть в школе Формы работы ДаНет Приглашение родителей на открытые уроки 78%4% Привлечение родителей к кружковой работе 22%35% Помощь родителей в проведении экскурсий 48%17% Помощь родителей в проведении соревнований 57%9% Посещение классными руководителями семей учащихся 26%35% Индивидуальные встречи кл.руководителей и учителей- предметников с родителями 74%9% Знакомство родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса 61%4% Психолого-педагогическое просвещение родителей 43%17% Консультации психолога по вопросам проф. ориентации 35% Письменное общение(записки,письма кл. руководителя)48%30%
Как часто и в какой форме происходит Ваше общение с педагогами в школе? Форма общения ЧастоРедко ВсегдаНикогд а Посещение общешкольных род. собраний 22%35%22%4% Посещение классных род. собраний 30%13%52%- Участие в работе род. комитета 4%17%22%30% Участие в делах(мероприятиях)школы 9%26%4%30% Участие в делах(мероприятиях)класса 9%35%13%
Спасибо за внимание!