Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Стр Презентация Характер современного воспитания Традиционное воспитание Современное воспитание формирование личности согласно нормам, принятым в обществе, процесс передачи ценностей от старших младшим формирование личности согласно нормам, принятым в обществе, процесс передачи ценностей от старших младшим взаимная поддержка людей (Я – Значимый другой) в процессе решения личностно и общественно значимых проблем, сопровождаемая развитием каждого из них взаимная поддержка людей (Я – Значимый другой) в процессе решения личностно и общественно значимых проблем, сопровождаемая развитием каждого из них Причина перехода – особенности современной цивилизации
Стр Презентация Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции). Приказ 373 от 6 октября 2009 г. «О введении ФГОС НОО». Приказ 1241 от 26 ноября 2010 г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373». Приказ 2357 от 22 сентября 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373» (зарегистрировано в Минюсте г. Регистрационный 22540).
Стр Презентация Нормативно-правовое и методическое сопровождение внеурочной деятельности в ОУ: Закон РФ «Об образовании» Приказ Министерства образования и науки РФ от «О введении ФГОС НОО» приказ минобрнауки РФ от «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Приказ минобрнауки РФ от «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на уч. год»
Стр Презентация Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от «Об утверждении Сан ПиН » Письмо минобрнауки РФ от «Модель мониторинга введения ФГОС ООО» Письмо минобрнауки РФ от «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО» Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях
Стр Презентация Примерный перечень локальных актов общеобразовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС: 1. Устав ОУ с изменениями в соответствии с требованиями ФГОС ОО. 2. Должностные инструкции работников ОУ. 3. Договор ОУ с родителями (законными представителями) обучающихся. 4. Положение о деятельности в ОУ общественных организаций. 5. Положения о формах самоуправления ОУ. 6. Договор о сотрудничестве ОУ и УДО. 7. Положение о группе продленного дня. 8. Положение о программе внеурочной деятельности. 9. Приказы об утверждении программ учебных курсов, дисциплин, в том числе программ внеурочной деятельности.
Стр Презентация Необходимо знать: план внеурочной деятельности является одним из основных организационных механизмов реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения; план внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности; план внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для каждого обучающегося или группы обучающихся; образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности; внеурочная деятельность организуется образовательным учреждением по направлениям развития личности; - основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность;
Стр Презентация внеурочная деятельность организуется через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики; при описании задач, выборе организационных и содержательных моделей, создании условий, разработке программ реализации вне- урочной деятельности образовательному учреждению целесообразно придерживаться методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»); внеурочная деятельность в образовательном учреждении должна соответствовать целям, принципам, ценностям, отраженным в основной образовательной программе начального общего образования, воспитательной системе школы; выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников определяется образовательным учреждением самостоятельно»
Стр Презентация ЗАЧЕМ: Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся. Улучшить условия для развития ребенка. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Стр Презентация Основная образовательная программа НОО Основная образовательная программа ООО Раздел III. Пункт 19.6 Программа ДНРиВ должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе ОУ, семьи и других институтов общества. Программа должна предусматривать: Приобщение к культурным ценностям Создание системы воспитательных мероприятий Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность… Формирование активной деятельностной позиции. Раздел III. Пункт Программа воспитания и социализации должна быть направлена на: Освоение социального опыта, основных социальных ролей…. Формирование готовности к выбору направления своей профессиональной деятельности… Формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни… Формирование экологической культуры…. Программа должна обеспечить: Формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития…, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, социальных практик…, потребности обучающихся и их родителей.
Стр Презентация Программа духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России О Программе. Раскрываются основные положения концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Определен современный национальный воспитательный идеал и базовая система национальных ценностей, лежащая в основе программ воспитания и социализации школьников. Ключевые слова. Духовно-нравственное воспитание, воспитательный идеал, цели и задачи воспитания, ценности, программа воспитания и социализации.
Стр Презентация Что такое ВуД? Это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно- урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Стр Презентация Место внеурочной деятельности в основной образовательной программе Целевой раздел Основная образовательная программа НОО Основная образовательная программа ООО Раздел III. Пункт 16 пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО; система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. Раздел III.Пункт 14 пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО. Раздел III. Пункт Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.
Стр Презентация Содержательный раздел Основная образовательная программа НОО Основная образовательная программа ООО Раздел III. Пункт 16. (Приказ 2357 от ) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы. Раздел III. Пункт 14. программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени ООО (включающая, в том числе, формирование компетенций в области использования ИКТ, учебно- исследовательской и проектной деятельности); программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО (направления: духовно-нравственное развитие и воспитание, социализация и профессиональная ориентация; формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни); программа коррекционной работы.
Стр Презентация Организационный раздел Основная образовательная программа НОО Основная образовательная программа ООО Раздел III. Пункт 16. (Приказ 2357 от 22 сентября 2011 г.) учебный план НОО; план внеурочной деятельности; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Раздел III. Пункт 15. Обязательная часть ООП – 80% Формируемая - 20% от общего объема ООП НОО. Раздел III.Пункт 14. учебный план ООО (включающий обязательные предметные области и учебные предметы); система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта Раздел III. Пункт 15. Обязательная часть ООП – 70% Формируемая - 30% от общего объема ООП ООО. В ООП предусматриваются: -учебные курсы (в том числе этнокультурные); -внеурочная деятельность.
Стр Презентация Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
Стр Презентация Алгоритм моделирования внеурочной деятельности: 1. Определение целей, принципов внеурочной деятельности, их отражение в ООП. 2. Анализ предлагаемых моделей организации внеурочной деятельности. 3. Анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей. 4. Выбор модели организации внеурочной деятельности, ее содержательное наполнение и описание в соответствии с целями, принципами и ресурсными условиями.
Стр Презентация Принципы организации внеурочной деятельности: Гуманистической направленности. Системности. Вариативности. Добровольности. Успешности и социальной значимости.
Стр Презентация Характеристики моделей внеурочной деятельности модель Участники организации и проведения Механизм координации Формы реализации Источники финансирован ия Модель доп. образования Пдо ОУ, реализующие программы внеурочной деятельности План внеурочной деятельности, программы вуд, образовательные программы доп. образования Соответствуют формам, представленным в программах вуд, в соответствии с требованиями ФГОС В пределах фонда оплаты труда ОУ Модель школы полного дня Педагоги ОУПрограмма школы полного дня, режим работы Внеурочные занятия, занятия объединений доп. обр., режимные мероприятия В пределах фонда оплаты труда ОУ Оптимизацион ная модель Все педагоги ОУПрограмма внеурочной деятельности Соответствуют формам деятельности педагогов, реализующих определенную часть программы вуд В пределах фонда оплаты труда ОУ
Стр Презентация Характеристики моделей внеурочной деятельности модель Участники организации и проведения Механизм координации Формы реализации Источники финансирован ия Инновационно- образовательная модель Педагоги ОУ совместно с учеными, специалистами муниципальных методических служб Договоры о совместной деятельности, тех. Задания на разработку и реализацию совместных проектов Соответствуют формам, представленным в программах вуд, в соответствии с требованиями ФГОС В пределах фонда оплаты труда ОУ, дополнительное финансирование в рамках инновационных проектов Модель взаимодействия с УДО Педагоги ОУ, педагоги УДО План вуд, программы вуд, договоры ОУ с УДО Соответствуют формам, представленным в программах вуд, в соответствии с требованиями ФГОС В пределах фонда оплаты труда ОУ в рамках муниципальных заданий, формируемых УДО
Стр Презентация Направления ВуД Основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа основного общего образования (Раздел III. Пункт.19.3.) духовно-нравственное спортивно- оздоровительное социальное общеинтеллектуальное общекультурное (Раздел III. Пункт 13.) духовно-нравственное физкультурно-спортивное и оздоровительное социальное общеинтеллектуальное общекультурное
Стр Презентация Проектирование содержания внеурочной деятельности на основе площадок модели Направление развития личности Спектр программ внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Ритмика «Вдохновение» Марафон «Будь здоров» Спортивные бои Общеинтеллектуальное Интеллектуальный клуб НОУ «Я - исследователь» Игра-путешествие Общекультурное Культпоход «Город театральный» Кукольный театр Гостиная этикета «Я среди других» Социальное Студия мультипликации «Точка зрения» Мастерская дизайна «Радуга успеха» Марафон «Пишем книгу добрых дел» Духовно-нравственное Проект «Моя семья» Экскурсионная программа «Легенды моего города» Кружок «Праздники, традиции и народные ремесла»
Стр Презентация Формирование УУД в рамках реализации внеурочной деятельности Направления ПроектВедущие УУД Спортивно-оздоровительноеЯ – смелый, сильный, ловкий Личностные Общеинтеллектуальное Мои способы познания мира Регулятивные + познавательные + коммуникативные + личностные ОбщекультурноеЯ открываю мир вокруг себя Познавательные + коммуникативные + личностные СоциальноеЯ и моя социальная активность Регулятивные + познавательные + коммуникативные+личностные Духовно-нравственноеЯ и мои ценности Личностные + коммуникативные
Стр Презентация Примерный план внеурочной деятельности Направления ПроектВедущие УУД Спортивно-оздоровительноеЯ – смелый, сильный, ловкий Личностные Общеинтеллектуальное Мои способы познания мира Регулятивные + познавательные + коммуникативные + личностные ОбщекультурноеЯ открываю мир вокруг себя Познавательные + коммуникативные + личностные СоциальноеЯ и моя социальная активность Регулятивные + познавательные + коммуникативные+личностные Духовно-нравственноеЯ и мои ценности Личностные + коммуникативные
Стр Презентация Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является: родительский запрос наличие необходимой учебно-материальной базы наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров соблюдение Сан ПиН, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания
Стр Презентация Воспитательные результаты и эффекты Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.
Стр Презентация Результаты внеурочной деятельности 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Стр Презентация Типы программ курсов внеурочной деятельности Комплексные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; Тематические программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.)
Стр Презентация Типы программ курсов внеурочной деятельности программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2 – 3-го класса – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия.
Стр Презентация Типы программ курсов внеурочной деятельности программы по конкретным видам внеурочной деятельности; Возрастные программы (программа внеурочной деятельности младших школьников; программа внеурочной деятельности подростков; программа внеурочной деятельности старшеклассников).
Стр Презентация Общие правила разработки программ ВуД (Григорьев Д.В., Степанов П.В.) 1. Программы организации ВуД могут быть разработаны ОУ самостоятельно или на основе переработки (использования) примерных программ. 2. Программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы (1-4 кл.; 5-6 кл.; 7-9 кл.). 3. В определении содержания руководствоваться педагогической целесообразностью, запросами и потребностями учащихся и их родителей. 4. В программе указывается количество аудиторных и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. Количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. 5. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы.
Стр Презентация Структура программы (Григорьев Д.В., Степанов П.В.) 1.Введение: назначение программы, ее структура, объем часов, возраст учащихся. 2. Перечень основных разделов с указанием часов (аудиторных и внеауд.). 3. Описание разделов примерного содержания занятий со школьниками. 4. Характеристика основных результатов. 5.Содержание. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены дела и мероприятия.
Стр Презентация Журнал учета Учет занятости учащихся ВуД осуществляется педагогом в Журнале учета. Журнал учета должен содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество педагога, фамилии, имена обучающихся, класс, дату и форму проведения занятия, содержание. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.
Стр Презентация Актуальные вопросы 1. Является ли внеурочная деятельность обязательной для посещения? (п. 16 ст. 50 Закон РФ «Об образовании») 2. Наполняемость групп. 3. Внеурочная деятельность – это дополнительное образование…
Стр Презентация СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!