Сопровождение введения ФГОС Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе
Изучение готовности первоклассников к обучению в школе является первым этапом мониторинга образовательных достижений учащихся начальной школы Изучение готовности первоклассников к обучению в школе является первым этапом мониторинга образовательных достижений учащихся начальной школы Охвачено диагностикой на данный момент Класс мальчиков – 74% Класс мальчиков – 74% Класс девочек – 15% Класс девочек – 15%
Практический результат исследования: выстраивание педагогического взаимодействия с ребенком, опираясь на его потребности, независимо от уровня его успешности. Цель исследования: получить данные о готовности первоклассников к обучению, которые позволят определить индивидуальные траектории развития учащихся и разработать рекомендации для учителей и родителей по поддержке детей в процессе их адаптации к школьной жизни.
Проверяемые позиции Сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой. Уровень развития пространственного и зрительного восприятия. Уровень развития моторики и зрительно- моторных координаций. Уровень развития фонематического слуха и восприятия. Уровень сформированности умения проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена
Результаты исследований Мелкая моторика Высокий уровень -40% Средний уровень – 15% Низкий уровень -45% Зрительный анализ Сформирован – 50% В стадии завершения формирования – 30% Слабо сформирован - 20%
Мышление Высокий уровень словесно – логического мышления – 45% Средний уровень – 15% Ниже – среднего – 35% Низкий уровень – 5% Память Зрительная Слуховая Высокий - 25% Высокий - 5% Средний - 60% Средний - 70% Низкий – 15% Низкий - 25%
Логопедические проблемы – 25% Доминантное полушарие Правополушарные – 70% Левополушарные – 30%
Уровень готовности к школе Школьно – зрелые – 15% Средняя зрелость – 65% Школьно – незрелые – 20%
Схема социально-психологической адаптации школьника Успешность учебной деятельности Эмоциона льное благополучие Коммуни- кативная успешность Усвоение школьных норм поведения
В современной психологии адаптированность (социальная) понимается как результат активного приспособления личности к условиям социальной среды. Поступление в школу, смена ведущего вида деятельности, освоение новых ролей, обязанностей, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Оценка адаптированности ребенка в школе является логическим продолжением изучения школьной зрелости дошкольника и младшего школьника. Адаптированность, как правило, выше у детей более зрелых, хорошо подготовленных к школе. Низкая адаптированность, вызванная незрелостью, является базой для возникновения невротических отклонений, психосоматических заболеваний, девиантного поведения и других нарушений.
Диагностика адаптационного процесса Класс мальчиков Класс мальчиков Зона А – 92,5% Зона НА – 7,5% (учебная, коммуникативная дезадаптация) Зона ДА – 0% Класс девочек Класс девочек Зона А – 82,9% Зона НА – 3,4% Зона ДА – 13,7%
. Обратить внимание учителей, на полученные результаты и при составлении поурочных планов увеличивать количество заданий и игр развивающего характера по выявленным проблемам. 2. Использовать индивидуальные карты психологического обследования для составления плана индивидуальной работы с учениками. 3. Использовать методы и приемы, развивающие познавательные процессы детей, повышающие мотивацию к учебному процессу. 4. Развивать кругозор обучающихся не только через систему уроков, но и через систему воспитательных мероприятий. 5. Применять методики развивающие произвольность психических функций и гармонизирующие эмоционально - волевую сферу, поведенческие реакции: снижение уровня тревожности, гиперактивности, утомляемости. 6. Способствовать созданию доброжелательной, благоприятной атмосфере в классе, формируя позитивное отношение к учению. 8. Использовать «ситуацию успеха» в учебной деятельности каждого ученика. 9. Развивать дисциплинированность, терпение к недостаткам других людей. 10. Родителей, чьи дети имеют высокие показатели дезадаптации по результатам тестирования направить на консультацию к школьному психологу.
Анализ результатов Планирование индивидуальной работы с детьми на основании данных, полученных в результате диагностики, и рекомендаций. Построение индивидуальных траекторий развития ребенка.