Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса
Предпосылки самообразования: ежедневная работа с информацией; желание творчества; стремительный рост современной науки; изменения, происходящие в жизни общества; конкуренция; общественное мнение; материальное стимулирование; интерес.
Направления самообразования: профессиональное; психолого-педагогическое; методическое; эстетическое; информационно-компьютерные технологии; здоровьесбережение.
Источники самообразования: телевидение; газеты, журналы литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); ресурсы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции; мастер-классы для педагогов; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; курсы повышения квалификации; путешествия.
Формы самообразования: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. ГРУППОВАЯ Групповая форма обеспечивается в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации. Эта форма обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.
Составляющие процесса самообразования: чтение конкретных педагогических периодических изданий; чтение методической, педагогической и предметной литературы; посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; изучение современных психологических и педагогических методик и технологий; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; изучение информационно-компьютерных технологий;
Результат самообразования: повышение качества преподавания предмета; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка методических пособий, дидактических материалов, тестов, наглядностей; разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям; создание комплектов педагогических разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Продуктивность процесса самообразования : в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта; педагог обладает развитой способностью к рефлексии; программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству; осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Личный план самообразования педагога. название темы цели задачи предполагаемый результат этапы работы сроки выполнения каждого этапа действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой способ демонстрации результата проделанной работы форма отчета по проделанной работе
Методическое сопровождение педагогов Ежегодное планирование работы по организации самообразования в учреждении дополнительного образования детей. Мониторинг по выявлению уровня самообразования у педагогов. Знакомство педагогов с программой «Самообразование» и проведение цикла семинаров по темам: «Самообразование, мотивы, этапы, достижения», «Организация процесса самообразования», «Самообразование педагога в период перехода на использование современных технологий в учебном процессе».
Собеседование с педагогами по вопросам самообразования. Методическая помощь в выборе темы и составлении плана работы над темой. В течение учебного года методист ведет учет тем по самообразованию, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь. Организация обзоров учебной и научно- методической литературы по вопросам самообразования (в теч. года). Организация взаимопосещения педагогами занятий с целью обмена опытом работы. Организация и проведение творческих отчетов педагогов по самообразованию (тренинги, мастер классы, открытые занятия, выступления на МО). Разработка памяток, методических рекомендаций по всем вопросам повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов дополнительного образования.
Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства