« Развитие творческих способностей учащихся средствами нетрадиционных художественных техник ».
Теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методика развития творческого потенциала учащихся на основе применения нетрадиционных изобразительных техник на занятиях изобразительным творчеством Теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методика развития творческого потенциала учащихся на основе применения нетрадиционных изобразительных техник на занятиях изобразительным творчеством
Идея изменений: Сущность опыта заключается в использовании инновационных образовательных технологий на занятиях изобразительным творчеством. Разработанная с опорой на способности детей, их склонности, интересы и ценностные ориентации и апробированная модель развития творческого потенциала учащихся способствует формированию личности творческого типа, предоставляет детям возможность реализовать себя в художественном творчестве Идея изменений: Сущность опыта заключается в использовании инновационных образовательных технологий на занятиях изобразительным творчеством. Разработанная с опорой на способности детей, их склонности, интересы и ценностные ориентации и апробированная модель развития творческого потенциала учащихся способствует формированию личности творческого типа, предоставляет детям возможность реализовать себя в художественном творчестве
Теоретическая база опыта: Методологической основой исследования послужили: - психолого-педагогические концепции развития творческих способностей (Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Теоретическая база опыта: Методологической основой исследования послужили: - психолого-педагогические концепции развития творческих способностей (Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов); - работы отечественных и зарубежных психологов С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов); - работы отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготский, Д. Гилфорд, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, (Л.С. Выготский, Д. Гилфорд, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, П. Торренс); Исследование опиралось на: - концепции развивающего обучения (Б.Г. Ананьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, П. Торренс); Исследование опиралось на: - концепции развивающего обучения (Б.Г. Ананьев, ЛС. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); - теоретические основы диагностики креативности и творческого мышления (Д. Гилфорд, П. Торренс, Н. А. Лепская); - идею полноценного развития способностей посредством личностно- ориентированных, интегративных, проектных, образовательных технологий (А.Г. Волков, В.Максимова, А.С. Соколов); - на идеи гуманистического видения воспитания и образования ценностно-личностного взаимопонимания педагога и ученика в трудах В.Л. Андреева, В.А.Беликова, Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской ЛС. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); - теоретические основы диагностики креативности и творческого мышления (Д. Гилфорд, П. Торренс, Н. А. Лепская); - идею полноценного развития способностей посредством личностно- ориентированных, интегративных, проектных, образовательных технологий (А.Г. Волков, В.Максимова, А.С. Соколов); - на идеи гуманистического видения воспитания и образования ценностно-личностного взаимопонимания педагога и ученика в трудах В.Л. Андреева, В.А.Беликова, Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской
Адресная направленность: Учителя изобразительного искусства могут применять разнообразные художественные техники с учащимися в рамках открытых уроков, в работе с одаренными детьми, а также при подготовке конкурсной-выставочных работ
Описание опыта учителя
По разным оценкам на сегодняшний день существует более ста определений творчества. Многими психологами и педагогами рассматривалось творчество по - разному. С точки зрения психологии, творчество - это процесс создания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Под творческими способностями в педагогике понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности
Творческая личность представляет собой комплекс качеств и свойств, обеспечивающий индивиду способность к продуктивной, созидательной, инновационной деятельности и возможность самосовершенствования. Структура творческой личности состоит из следующих компонентов: а) творческий потенциал как совокупность психических новообразований и креативных способностей, проявляющихся и развивающихся в творческой деятельности; б) индивидуально-психологические параметры как своеобразие черт характера, воли, темперамента, возрастных особенностей; в) творческая направленность как сочетание мотивов, потребностей и целевых установок на личностно и общественно значимые результаты
Путем анализа и обобщения суждений о качествах творческой личности исследователями были выделены наиболее яркие признаки, выражающиеся в особенностях перцепции, интеллекта, характера, мотивации деятельности. К числу перцептивных особенностей относились: необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость. К числу интеллектуальных - интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар провидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивалось уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация и колоссальная работоспособность. Психологи определили следующие психические предпосылки творческого труда: знания, развитые умственные способности, гибкость и беглость мышления, радость творения и труда, понимание проблемы и удовлетворение от её решения, эмоциональная стабильность, терпение, духовное мировоззрение
К эффективным условиям организации художественно-творческой деятельности детей можно отнести следующие: 1) построение учебного процесса на основе гуманизации обучения детей; 2) создание художественно обогащенной педагогической среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха в деятельности детей
В работе с детьми важно использовать рекомендации последователей гуманистической психологии (У. Глассер, Р. Кэмпбелл, М. Максимов, В. Сатир и др.) Начинать разговор с похвалы. Обращать внимание на ошибки детей только косвенным образом. Не критиковать и не делать замечания, вспоминая о своих ошибках. Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других. Не приказывать, а задавать вопросы. Выражать одобрение по поводу каждой удачи. Создавать детям хорошую репутацию. Постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой. Добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что Вы ему предлагаете.
Приемы создания творческой атмосферы: - первоначально давать легко доступные творческие задания; - проявлять интерес к действиям учеников; - признавать и поощрять множественность вариантов ответов; - раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного; - поощрять чувство предвосхищения и ожидания; - знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения); - строить предположения на неограниченных данных; - соотносить на первый взгляд несоотносимое; - повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нем рациональное зерно и др.
Образцы детских работ, выполненные в нетрадиционных изобразительных техниках