Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории Е.Е. Вяземский, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, профессор Институт содержания и методов обучения РАО, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования /АПК и ППРО
Содержание Глава 1. Концепция нового УМК по отечественной истории как методологическая, научно- историческая и педагогическая основа реализации современных требований к преподаванию истории Глава 2. Историко-культурный стандарт, учитель и уроки истории Словарь понятий 2
Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории Глава Государственно-общественный запрос на создание системы «единых учебников истории» Реализация поручения Президента РФ В.В. Путина о разработке Концепции нового УМК по отечественной истории Концепция нового УМК по отечественной истории как теоретическая основа развития исторического образования Историко-культурный стандарт как научное ядро содержания школьного исторического образования Общие итоги рассмотрения Концепции нового УМК по отечественной истории как основы модернизации системы школьного исторического образования. Глава Информационное пространство начала XXI века и познавательная модель учебно- методического комплекса по истории России Учителю о «современном учебнике истории» Учебник как ресурс личностного развития ученика 2.4. Роль учебника истории в развитии критического мышления школьников От «трудных вопросов» - к диалогу. 3
Ведущие тенденции общественного развития в информационную эпоху ХХ век Образование для жизни XXI век Образование через всю жизнь 4 Ценность и цель образования в XXI веке: создание наиболее благоприятных условий для социализации школьников, формирования национально-гражданской идентичности, развития личности школьников
Эффективность системы исторического образования ЕГЭ по истории в гг. в 2013 г. средний балл ЕГЭ по истории - 55,9 в 2014 г. - примерно 45,7 ЕГЭ по истории сдавали 142 тыс. человек заранее установленный минимальный балл не преодолели минимального порога предварительно 8,9% учащихся. 5
Государственная политика « Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности». 6 В.В. Путин. Россия: национальный вопрос // Независимая газета, 2012 г. 23 янв.
Государственная политика 7 В.В. Путин. Россия: национальный вопрос // Независимая газета, 2012 г. 23 янв. «В нашей стране, где у многих в головах еще не закончилась гражданская война, где прошлое крайне политизировано и «раздергано» на идеологические цитаты (часто понимаемые разными людьми с точностью до противоположного), необходима тонкая культурная терапия. Культурная политика, которая на всех уровнях – от школьных пособий до исторической документалистики – формировала бы такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса, так же как и потомок «красного комиссара» или «белого офицера», видел бы свое место. Ощущал бы себя наследником «одной для всех» – противоречивой, трагической, но великой истории России».
Государственно-общественный запрос на создание системы единых учебников по истории. В.В. Путин о концепции единых учебников истории 19 февраля 2013 г. на Совете по межнациональным отношениям Президент РФ В.В. Путин сказал: «Стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. И конечно, нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур». 8
1. Приоритеты государственной политики в сфере исторического образования Первая задача – обеспечить условия для актуализации исторической памяти, культурной преемственности поколений, формирования национально-гражданской идентичности (самосознания) молодых россиян на основе осмысления относительно устойчивой традиционной версии истории Российской государственности, которая в данном случае рассматривается как объединяющая россиян «ценностная платформа». 9
2. Приоритеты государственной политики в сфере исторического образования Вторая задача – обеспечить условия для формирования у школьников способности к восприятию исторической информации, становления социально-гражданской компетенции школьников, что подразумевает овладение приемами исторического анализа, формирование исторического мышления. 10
Миссия исторического образования В условиях суверенной российской государственности в многонациональном поликультурном обществе актуальной и значимой проблемой является поиск факторов, которые могут укрепить общероссийскую гражданскую идентичность, самосознание граждан России, школьников. Одним из таких факторов является система общего исторического образования, которая является важнейшим условием формирования самосознания. 11
Понятие национально-гражданской идентичности Идентичность - социально-психологический и культурный феномен. От латинского identifico – отождествляю. Идентичность = это ощущение принадлежности, связи человека с общностью (народом, страной, коллективом, национальностью), культурой, традицией, идеологией. Три аспекта: 1) чувство идентичности, 2)процесс формирования идентичности, 3) идентичность как результат. Национально-гражданская идентичность - духовная связь со своей страной, гражданско-патриотическое самосознание, мировоззрение, мировосприятие, мироощущение, восприятие себя как ответственного гражданина России, осознание своей принадлежности к сообществу граждан России. Сформированная национально-гражданская идентичность выражается в патриотической позиции, приверженности ценностям, интересам своей Родины - России. 12
Нормативная база системы образования Закон «Об образовании в Российской Федерации» ( 2012 г.). Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 13
Закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 3 (продолжение) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 14
Нормативная база системы образования Федеральные государственные образовательные стандарты (в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», 2012 г.) - нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными организациями (учреждениями), имеющими государственную аккредитацию. 15
ФГОС общего образования включает три вида требований к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям к результатам освоения основных образовательных программ 16
ФГОС и содержание исторического образования ФГОС – не регулирует вопросы содержания и структуры исторического образования. Поэтому необходимы иные инструменты для решения этой задачи: Концепция нового УМК по отечественной истории Историко-культурный стандарт как компонент концепции 17
Образовательный запрос, образовательное пространство РФ и образовательная среда организации Образовательная пространство/ информационно- образовательная среда образовательной организации отражают общественные процессы, ситуацию в обществе в целом. В обществе по ряду причин нет мотивированного запроса на формирование исторического мышления. Исследовательские методы обучения с критическим анализом источников, вариативное историческое образование как инструмент развития исторического мышления - остаются приоритетом только наиболее подготовленных творчески работающих педагогов. 18
Образовательный запрос, образовательное пространство РФ и образовательная среда организации Значительная часть общества ориентирована на академическую модель исторического образования с приоритетом знаний и воспроизводства информации. Эта позиция разделяется большинством родителей. Именно эта общественная позиция как база социального заказа позволяет говорить о целесообразности создания единых линий учебников по отечественной и всеобщей истории. 19
Подготовка Концепции нового УМК по отечественной истории По итогам заседания Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ от г. была сформирована рабочая группа по подготовке концепции нового УМК по отечественной истории, опубликована «Дорожная карта» по подготовке единых учебников истории для средней школы». Рабочая группа разработала проект Концепции нового УМК по отечественной истории, частью которого является Историко-культурный стандарт (ИКС). Федеральный портал «История России»
Концепция нового УМК по истории и ФГОС общего образования 24 октября 2013 г. в Министерстве образования и науки РФ состоялось Всероссийское совещание учителей истории и обществознания, посвященное обсуждению проекта концепции нового УМК по отечественной истории и входящего в её состав проекта историко- культурного стандарта (ИКС). Участники совещания в целом высказались в поддержку подготовленного проекта концепции и стандарта. После последних редакторских правок материалы были представлены Президенту РФ В.В. Путину 21
Миссия историко-культурного стандарта (ИКС) ИКС призван помочь педагогам привести содержание исторического образования в соответствие: с современными требованиями государственной политики, современными геополитическими реалиями, определяющими новый идеологический контекст, в котором функционирует система исторического образования; с достижениями исторической науки; дополнить ФГОС ОО в историко-культурном аспекте. 22
Цель разработки Концепции нового УМК по отечественной истории Формирование общественно согласованной позиции по основным этапам истории развития Российского государства и общества, ключевым общественно значимым событиям прошлого. Этот подход позволяет учесть взаимосвязь всех этапов истории развития российской государственности; осознать их значимость для понимания места и роли России в современном мире; понять особенности многокультурного российского социума, ценность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, в формирование современного образа России. 23
Миссия концепции нового УМК по отечественной истории обеспечить координацию психолого- педагогических и научно-исторических требований к системе исторического образования; дополнить и конкретизировать в методологическом плане требования ФГОС ОО к условиям и результатам исторического образования. 24
Инновационный характер концепции нового УМК по отечественной истории Выражается в: обосновании задачи формирования единого научно-образовательного пространства с учетом возможностей и ресурсов Интернета; формулировке стратегии развития общего исторического образования; определении базовых ориентиров для формирования содержания исторического образования; формулировке новых требований к содержанию исторического образования. 25
Реализация концепции нового УМК по отечественной истории Педагогические условия реализации концепции: формирование историко-культурного образовательного пространства; насыщение этого пространства научно- образовательными материалами для педагогов и школьников; развитие информационно-образовательной среды конкретного образовательного учреждения/организации 26
1. Методологически значимые задачи реализации Концепции нового УМК по отечественной истории создать педагогические условия для построения эффективной системы исторического образования; сформировать целостное представление об основных этапах развития многонационального Российского государства; показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического контекста; раскрыть сущность исторического процесса как совокупность усилий многих поколений россиян; 27
2. Методологически значимые задачи реализации Концепции нового УМК по отечественной истории обеспечить многоуровневое представление истории на основе интегрированного подхода (история государства и населяющих его народов, история регионов, локальная история), что позволит школьникам осознать свою идентичность в широком спектре (как граждан страны, жителей своего края, представителей этнонациональной и религиозной общности). раскрыть многоаспектный (многофакторный) характер истории. 28
Теоретико-методологические основы концепции нового УМК Принципы построения концепции: Базовые ценности гражданского общества (социальная солидарность, свобода и ответственность); Исторический подход как основа формирования межпредметных связей; Формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования; Многофакторный (многоаспектный) подход к освещению истории общества и государства; Толерантность как условие взаимодействия государств и народов; Реализация воспитательного потенциала исторического образования. 29
1. Концепция как теоретико- методологическая основа подготовки учебников истории В концепции сформулированы новые теоретико- методологические подходы, которые необходимо реализовать при подготовке целостной системы единых учебников. Концепция позволит: обеспечить синхронизацию российского и мирового исторического процесса; показать историю российской культуры как непрерывный процесс обретения национально- гражданской идентичности, связанный с развитием страны; 30
2. Концепция как теоретико- методологическая основа подготовки учебников истории Концепция позволит: обеспечить непротиворечивость раскрытия исторических событий; обеспечить ясность смысла, доступность исторического материала познавательным возможностям школьников; обеспечить реализацию межпредметных связей истории с другими гуманитарными предметами. 31
Концепция как общественный договор инструмент проектирования содержания исторического образования, предлагающего взвешенные точки зрения на дискуссионные вопросы курсов истории. цель концепции – формирование общественно согласованной позиции по основным этапам истории Российского государства, ключевым событиям прошлого. 32
Историко-культурный стандарт. Структура курса отечественной истории. Раздел 1. От древней Руси к Российскому государству. Раздел 2. Россия в ХУ1 – ХУII веках: от великого княжества к царству. Раздел 3. Россия в конце ХУII – ХУIII веках: от царства к империи. Раздел 4. Российская империя в Х1Х – начале ХХ вв. Раздел 5. Россия в годы «Великих потрясений» – 1921 гг. Раздел 6. Советский Союз в –е гг. Раздел 7. Великая Отечественная война – 1945 гг. Раздел 8. Апогей и кризис Советской Системы – 1991 гг. Раздел 9. Российская Федерация в 1991 – 2012 гг. 33
1.«Трудные вопросы истории» 1. Образование Древнерусского государства. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси. 3. Исторический выбор Александра Невского. 4. Роль Ивана 1У Грозного в российской истории: реформы и их цена. 5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток. 6. Присоединение Украины к России (причины и последствия). 34
2. «Трудные вопросы истории» 7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами западной Европы. 8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. 9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне. 10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры. 11. Характер национальной политики большевиков и её оценка. 12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина, причины репрессий. 13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны. 35
3. «Трудные вопросы истории» 14. Победа СССР в Великой Отечественной войне. 15. Оценка СССР в условиях «холодной войны». 16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева. 17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения. 18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР. 19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.); 20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы. 36
Синхронизация курсов всеобщей и отечественной истории в концентрической структуре исторического образования 5 класс Всеобщая история История Древнего мира 6 класс VI-XV вв. Средние века до падения Византии История России VIII-конец XVI вв. Включая Ивана Грозного 37
Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России в концентрической структуре исторического образования 7 класс Всеобщая история XVI-XVIII вв. От Великих географических открытий до Великой французской революции и прихода Наполеона к власти История России XVI-XVIII вв. Смута становление Российской империи 8 класс Всеобщая история XIX в. От наполеоновских войн История России XIX в. От Александра I до Николая II 38
Синхронизация курсов всеобщей и отечественной истории в концентрической структуре исторического образования 9 класс Всеобщая история XX в. История России XX в. Второй концентр классы. Курсы отечественной и всеобщей истории на базовом и профильном уровнях. 39
Предложения по структуре исторического образования 5 класс Всеобщая история История Древнего мира История России – нет 6 класс Всеобщая история VI-XV вв. Средние века до падения Византии, до Великих географических открытий (28 часов) История России VIII- XV вв. До создания единого Русского государства (РЦГ), до Ивана III (40 часов) 40
Предложения по структуре исторического образования 7 класс Всеобщая история XVI-XVII вв. От абсолютной монархии к парламентской монархии От абсолютизма к парламентаризму (28 часов) История России XVI-XVII вв. Начиная с Ивана Грозного До начала правления Петра 1 (40 часов) 41
Предложения по структуре исторического образования 8 класс Всеобщая история XVIII в. Эпоха Просвещения Эпоха промышленного переворота Первые буржуазные революции Великая французская революция (28 часов) История России XVIII в. От Петра I до Екатерины II (40 часов) 42
Предложения по новой структуре исторического образования 9 класс Всеобщая история XIX в. Становление буржуазного общества (28 часов). История России XIX в. От Павла I до 1914 г. (40 часов) 43
Предложения по структуре исторического образования 10 класс Всеобщая история XX в. (40 часов) История России 1914 – до начала XX1 в. (60 часов) 11 класс Варианты курса « Россия и мир с древнейших времен до н.в.» («Россия в мире») (104 часа) 44