Управление качеством художественно-эстетического развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО БМКДОУ «Детский сад 6» «Детский сад 6»
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
К художественно-эстетической деятельности относится: Изобразительная деятельность; Изобразительная деятельность; Музыкальная деятельность; Музыкальная деятельность; Восприятие художественной литературы Восприятие художественной литературы ; Театрализованная деятельность.
Что такое художественно- эстетическое развитие Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Д.Б. Лихачёв) Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве. (Краткий словарь по эстетике ) Целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить, творить по «законам красоты». (Н.Сакулина)
Задачи обучения в младшей группе : Готовить к восприятию произведений искусства; Готовить детей к посещению театра; Знакомить со средствами выразительности в разных видах искусства; Способствовать развитию певческих навыков; Познакомить с тремя музыкальными жанрами; Приобщать к декоративной деятельности; Познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими; Подводить к различению видов искусства через художественный образ; Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.
Задачи обучения в средней группе: Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему; Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора; Познакомить с архитектурой; Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации; Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности; Обогащать представления детей об искусстве; Знакомить с произведениями народного искусства; Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации; Учить выделять и называть основные средства выразительности; Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.
Задачи обучения в старшей группе Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства; Знакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства; Знакомить с произведениями живописи; Знакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»; Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие произведений искусства, учить соотносить художественный образ и средства выразительности; Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству; Формировать бережное отношение к произведениям искусства.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.; ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей ведется в интеграции : музыкальное воспитание, художественно-речевая деятельность, изобразительная деятельность. Чтобы установить взаимосвязь между знаниями, нужно использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников. Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; развития у дошкольников желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Ведущая педагогическая идея художественно- эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом, реализовать себя как творческая личность. Одним из приоритетных направлений деятельности БМКДОУ «Детский сад 6» является художественно- эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы. Основная цель педагогического коллектива: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи: Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников. Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала. Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии детей.
Основные компетенции педагога: Обеспечение эмоционального благополучия через: - непосредственное общение с каждым ребёнком; - уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Система работы по художественно- эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для художественно- эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды); организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями); координация работы с другими учреждениями и организациями.
Работа в ДОУ строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы «От рождения до школы» » под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. в сочетании с программами: «Цветные ладошки» И.А.Лыковой и «Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца» О.Усовой, «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новосельцевой Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. Специфической особенностью художественно- эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. Специфической особенностью художественно- эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.
Условия успешного осуществления художественно-эстетической деятельности: Тесная связь с искусством. Тесная связь с искусством. Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей. Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности Взаимосвязь обучения и творчества как фактор формирования творческой личности. Взаимосвязь обучения и творчества как фактор формирования творческой личности. Создание эстетической развивающей среды. Создание эстетической развивающей среды.
Задачи художественно- эстетического воспитания: Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.
Три правила: Жить в красоте Замечать красоту Поддерживать и создавать красоту вокруг себя делают эстетику быта средством эстетического воспитания
Необходимо помнить: Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс. Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус. Эффективность работы по художественно - эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения. Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО. Важные качества обстановки детского сада – это привлекательность, информативность, доступность всех её компонентов для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом. Эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально – образную основу обстановки, её местный колорит.
Взаимодействие с социальными партнерами города Березовского по художественно-эстетическому направлению ( на основе Договора о творческом сотрудничестве и годовых тематических планов ) БМК ДОУ «Детский сад 6» Дворец молодежи Центральная библиотека ДМШ искусств 1 ЦДТ ОУ 9
Взаимодействие БМКДОУ «Детский сад 6» с различными видами детских театров БМК ДОУ «Детский сад 6» «Грим- маски» «Песочное шоу» «Ростовые куклы» Театр теней «Открытия для самых маленьких» Кукольный театр «Сказка« Кукольный театр «Домовенок» « Мобильный планетарий»
Вовлечение родителей в педагогический процесс (художественно-эстетическое направление) Информационно- аналитическое (анкетирование, тестирование) Познавательное (собрания, беседы, создание предметно- развивающей среды Наглядно- информационное (родительские уголки, выставки, дни открытых дверей) Досуговое (праздники, развлечения,, экскурсии)
Взаимодействие БМКДОУ «Детский сад 6» с семьей (художественно-эстетическое направление)
Все перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка
Спасибо за внимание !