Основные проблемы исследовательской деятельности старшеклассников.
Научные исследования становятся для молодежи определенной школой жизни «Целью исследования в образовании, в отличие от науки, является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата». А.В.Леонтович «Роль педагога - в организации условий для исследовательской деятельности, благодаря чему у ученика формируется творческий подход к любой возникающей научной или жизненной проблеме». А.С.Обухов А.О.Карпов уделяет особе внимание, помимо познавательного аспекта, становлению профессиональных интересов, развитию социальных связей, формированию позитивного мировоззрения.
Исследовательская деятельность: развивает научный образ мышления и способность творческого подхода к любому виду деятельности; формирует уважительное отношение к научной деятельности, содержательное предметное общение внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами и учеными; обучает информационным технологиям и работе со средствами коммуникации; помогает молодым людям сделать профессиональный выбор и дает пред профессиональную подготовку.
Несмотря на все положительные стороны исследовательской деятельности, существует ряд проблем при её реализации Это проблемы возникают не только у педагога, как организатора такой деятельности, но и у учащихся, причем учащихся всех возрастов. Для детей среднего школьного звена проблемы осуществления исследовательской деятельности связаны с возрастными особенностями мыслительных операций Для старшеклассников основные проблемы связаны с организацией исследовательской деятельности.
Одна из серьезных проблем исследовательской работы - это выбор темы Очень важно обучить старшеклассников схемам последовательности проведения исследований. Старшеклассникам сложно: самостоятельно поставить проблему, а значит определить цели и путь исследования, выбрать необходимые методы; Применять имеющиеся умения анализировать текст; Разобраться в большом количестве информации; Проанализировать полученные результаты, сделать выводы. Даже когда все препятствия преодолены, учащийся может неудачно защитить работу Не стоит забывать, что старшеклассники сильно загружены учебной программой и возникает элементарный недостаток свободного времени Страх перед новым видом деятельности, неудачами и недостижением поставленных целей.
Все вышеуказанные проблемы легко решить систематическим применением исследовательского метода в обучении. Не только включением старшеклассника во внеурочную исследовательскую деятельность, но и решением на уроках проблемных задач, проведением опытов, обсуждение полученной информации и формулирование развернутых доказательных выводов. Все вышеуказанные проблемы легко решить систематическим применением исследовательского метода в обучении. Не только включением старшеклассника во внеурочную исследовательскую деятельность, но и решением на уроках проблемных задач, проведением опытов, обсуждение полученной информации и формулирование развернутых доказательных выводов.