Формы и методы обучения информатике. Образовательный процесс цель-содержание- методы-формы -средства-результат.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы, приёмы и методы организации эффективного урока Исходная идея современного урока – это единство обучения, воспитания и развития. Дробот Вера Андреевна,
Advertisements

Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Характерные черты фронтального обучения: - Педагог ведёт работу и непосредственно общается со всеми обучающимися: рассказывает, объясняет, показывает и.
План лекции: 1. Понятие о методах, средствах и приемах обучения. 2. Сущность и содержание методов обучения.
Основные понятия Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь достижения цели. Метод означает способ достижения цели, определенным.
Методы преподавания информатики в младших классах.
Методы обучения.. Метод обучения (от греческого metodos – буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная.
Каким должен быть современный урок Учитель русского языка и литературы МБОУ Огудневской СОШ д.Огуднево ЩМР МО Смирнова Т.В.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод – способ достижения цели.. Методы обучения связаны задачами урока (каждая задача решается совершенно конкретными методами или их.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Анализ урока Методическое совещание. Методика системного анализа урока 1. Выявить триединую цель урока (образовательную, развивающую, воспитательную)
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Похилько Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МКУ СОШ 12.
Формы организации познавательной деятельности учащихся. Выступление Власюк В.А МОУ СОШ с.Киселёвка Хабаровского края.
Методы и формы организации учебного процесса. Метод (от греч. «методос» - путь) - это способ реализации целей обучения и воспитания; способ взаимосвязанной.
Методы и приемы активизации познавательной сферы учащихся.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методы педагогического процесса - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно- воспитательных задач. Методы.
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци.
Городская школа молодого специалиста. Ноябрь 2011г. Руководитель Гнилицкая Е.Б.
Транксрипт:

Формы и методы обучения информатике

Образовательный процесс цель-содержание- методы-формы -средства-результат

цель-содержание- методы-формы -средства-результат

Метод обучения произошел от греч. Metodos – путь, способ. Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучающегося, направленный на достижение цели образования.

Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.

Классификация методов обучения 1. По источнику знаний: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео метод.

Классификация методов обучения 2. По назначению: приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения знаний; творческой деятельности; закрепления; проверки знаний, умений и навыков. (М.А.Данилов, Б.П.Есипов)

Классификация методов обучения 3. По типу (характеру) познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый (эвристический) ; исследовательский. (И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин)

Сущность объяснительно-иллюстративного метода знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие и осмысление этих знаний, фиксируют их в своей памяти.

Сущность репродуктивного метода знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

Сущность частично поискового (эвристического) метода знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно; учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью различных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникшие познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Сущность исследовательского метода учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе исследования. Средства достижения определяются самими учащимися; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью.

Классификация методов обучения 4. Классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К.Бабанским: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности ; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности ; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Основание ИсточникиЛогика МышлениеУправление Название метода Словесные Наглядные Практические Индуктивные Дедуктивные Традуктивные Репродуктивные Проблемно- поисковые Самостоятельная работа Работа под руководством

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования мотивации и интереса к учению Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности ­ познавательные игры; ­ учебные дискуссии; ­ создание ситуации занимательности; ­ создание ситуации успеха, эмоциональных переживаний. ­ формирование убеждения в социальной и личностной значимости; ­ предъявление требований; ­ упражнение в выполнении требований; ­ состязательность, поощрения, наказания.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторного и практического контроля и самоконтроля индивидуальный опрос; фронтальный опрос; устный зачет; устный экзамен; устное тестирование; устный самоконтроль контрольная работа; письменный зачет; письменный экзамен; тестирование; коллоквиум; письменный. лабораторные работы; практические занятия; графические работы; лабораторно- практический самоконтроль.

Классификация методов обучения 5. По степени взаимодействия учителя и обучающегося (И.П. Подласый): рассказ; беседа ; лекция; дискуссия; работа с книгой; демонстрация;

Классификация методов обучения 5. По степени взаимодействия учителя и обучающегося (И.П. Подласый): иллюстрация; видео метод; упражнения; лабораторный метод; практический метод; познавательная игра;

Классификация методов обучения 5. По степени взаимодействия учителя и обучающегося (И.П. Подласый): метод программированного обучения; обучающий контроль; ситуационный метод.

Классификация методов обучения 6. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Классификация методов обучения 7. По характеру движения мысли от незнания к знанию : индуктивный, дедуктивный, традуктивный.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Форма – это строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием. (С.Н.Смирнов) Форма организации познавательной деятельности – целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным. (Н.Л.Терский)

Индивидуальная форма познавательной деятельности: Характерные черты: Учитель ведет работу с каждым учащимся индивидуально: дает задание, рассказывает, консультирует, проверяет. В ходе осуществления этой формы осуществляется «обратная связь», т.е. информация о ходе усвоения учеником учебной информации идет от ученика учителю.

Индивидуальная форма познавательной деятельности: Характерные черты: Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая, а решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Индивидуальная форма имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников.

Индивидуальная форма познавательной деятельности: Характерные черты: Данная форма может хорошо учитывать особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям. Ее организация требует больших расходов времени и усилий учителя. Нет общения ровесников, нет адекватного представления ученика о самом себе, о своих знаниях.

Фронтальная форма познавательной деятельности: Характерные черты: Учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса – рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми учащимися. Все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем одновременно для всех. Общая цель работы достигается за счет индивидуальных усилий каждого ученика.

Фронтальная форма познавательной деятельности: Характерные черты: Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока. Педагогическая эффективность фронтальной формы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения всех учащихся класса, обеспечивать активную работу каждого из них, поддерживать внимание и рабочую дисциплину.

Фронтальная форма познавательной деятельности: Характерные черты: Если эта форма осуществляется на активной основе, то участвуя в общей работе, ученик ощущает ритм совместного поиска, разделяя успех общих достижений, проявляет определенную творческую активность. Если же эта форма основывается на элементарной, сухой передаче учебной информации, то тогда учитель утрачивает обратную связь. Примитивная передача учебной информации не способствует проявлению взаимопомощи и сотрудничества учащихся, что отрицательно влияет на развитие их социальной активности.

Фронтальная форма познавательной деятельности: Характерные черты: Существенным недостатком этой формы является то, что при ее использовании резко ограничиваются возможности осуществления общественно полезной деятельности учащихся в процессе их обучения, ибо учитель обучает всех. Для фронтальной работы обязательной является общая оценка ее результатов, ибо она в определенной степени способствует становлению коллективных интересов.

Групповая форма познавательной деятельности: Групповой формой познавательной деятельности является организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, от 2 до 6 человек, но не более, т.к. в много- численных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

Групповая форма познавательной деятельности: Характерные черты: Отдельные ученики становятся в положение учителя, проявляя возможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. Успех осуществления этой формы зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе. Оценку получают все участники группы.

Коллективная форма познавательной деятельности: Характерные черты: Наличие у всех участников общей цели. Между ее участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей. Работа строится на сотрудничестве и взаимопомощи. Участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением. Всей работой руководит педагог, а активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является важнейшим условием формирования активной жизненной позиции каждого ученика.