«Адаптация школьника в период перехода из начальной школы на среднюю ступень обучения» Педагог-психолог ГБОУ СОШ 1287 Лобачевская Ольга Вадимовна.
Программа психологического сопровождения учащихся в период адаптации 1 этап - подготовительный (апрель, май). Психологическая акция «Я - будущий пятиклассник!». 2 этап - адаптационный (сентябрь-октябрь). Психологические тренинговые занятия «Мы – пятиклассники». 3 этап - пост адаптационный, аналитический (октябрь- ноябрь). Проведение психолого-педагогического консилиума по итогам адаптации пятых классов к условиям обучения в средней школе.
Психологическая акция «Я – будущий пятиклассник!»
Цель занятия –повысить уровень психологической готовности четвероклассников к обучению в средней школе. Задачи: обеспечение преемственности обучения между 4 и 5 классам; профилактика школьной дезадаптации; создание условий, для обобщения опыта обучения в 5 классе.
Психоло гическа я акция « Я -
сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала; новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах); качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Критерии готовности к обучению в средней школе:
Возникающие проблемы: непривычное расписание; много новых кабинетов; новые дети в классе; новый классный руководитель; проблемы со старшеклассниками; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з; рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов; ослабление или отсутствие контроля; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; несамостоятельность в работе с текстами; своеобразие подросткового возраста.
Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь? Первое условие школьного успеха пятиклассника безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка сообщите об этом классному руководителю. Проявляйте интерес к школьным делам, вместе ищите выход из конфликтов. Помогите ребенку выучить имена новых учителей. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка.
Чем можно помочь? Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.