Социально-психологическое сопровождение молодежной политики Курской области Чернышев Алексей Сергеевич, Сарычев Сергей Васильевич, Беспалов Дмитрий Викторович Кафедра психологии Курского госуниверситета
Молодежная политика и психологическая помощь Внимания психологов достойны не только молодые люди с проблемами в личностном развитии, но и успешно развивающиеся, адаптированные к жизни юноши и девушки, которым нужна помощь в дальнейшем совершенствовании их способностей, приобретении лидерских качеств. Практическая психология должна сосредоточиться на стимулировании и поддержке духовного благополучия молодежи (М. Селигман, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский И.В. Дубровина, А.Л. Журавлев и др.) Ведущим в оказании психологической помощи молодежи должно стать целенаправленное «обогащение», совершенствование нормальной, адаптированной личности с целью доведения ее до уровня «зрелой личности». Эталоном реализации данного направления можно считать приобретение молодым человеком статуса лидера.
Социальное обучение молодежи Основным содержанием проекта является социальное обучение молодежи (формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение общественно значимых целей). По своему предмету и методам оно является одним из видов психологической помощи. Научить в социальном смысле – значит помочь молодому человеку стать зрелой личностью, способной успешно жить в обществе. Цель социального обучения: создать благоприятные условия для обретения личностью качеств субъектности (самостоятельности, активности, ответственности и социабельности).
Основные направления развития субъектности личности в социальном обучении Рефлексивное – осознание положительного образа «Я» и своей социальной позиции. Личностная рефлексия является формой саморегуляции на высшем - ценностно- смысловом - уровне развития личности; поведенческое – расширение арсенала практических умений жить в гармонии с другими людьми; деятельностное – созидание материальных и духовных ценностей, основанное на самодетерминации (переход от статики размышлений и переживаний к процессу реализации своего «Я»).
Социальное обучение и социальный оазис Ведущим принципом социального обучения является создание развивающей социальной среды. Развивающая социальная среда (социальный оазис) – это социум, отличающийся более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности.
Организация социального обучения Организовать полноценное социальное обучение в рамках современной школы и вуза невозможно (высокая загруженность педагогов, интенсивность учебного процесса, кадровые, технические, финансовые ограничения). Более реально можно организовать социальное обучение на базе центров социального обучения. В Курской области с 1961 г. работает центр «Комсорг», с 1990-х г. – «Монолит», «Спасатель», «Диалог», «Гайдаровец» и др.
Этапы реализации социального обучения На первом этапе юноши и девушки получают психологические знания, навыки «оздоравливающего» общения и разрешают собственные личностные проблемы в молодежных центрах. Здесь же формируются группы из 5–10 человек, которым предстоит выполнять функции оптимизирующего социального влияния в среде сверстников в своих организациях (школах, вузах, колледжах). На втором этапе эти группы выступают генераторами идей и организаторами разнообразных социальных акций, направленных на оптимизацию жизнедеятельности сверстников и, по сути, сами осуществляют социальное обучение.
Взаимодействие с региональными властями Сопровождение психологами молодежной политики предполагает непосредственное взаимодействие с областной администрацией (комитетом по делам молодежи и туризму Курской области). В 2013 году были в рамках проекта были организованы конкурс профмастерства «Замечательный вожатый», лагерный сбор педотрядов молодежных центров региона, психологическое сопровождение работы международного студенческого центра «Славянское содружество» и др.
Результаты реализации проекта Наметились позитивные тенденции в системе социальных установок. Появились изменения в структуре ценностных ориентаций, наиболее полно обозначилась ценность альтруизма. Расширились социальные представления о добре и зле, о достойной и обидной для человека жизни. Произошли позитивные изменения на поведенческом уровне. Значительные личностные изменения происходят и у воспитателей-психологов и педагогов, реализующих социальное обучение.
Спасибо!!!