Дзятковская Е.Н., ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, д.б.н., профессор, член – корр. РАЕН
НАУКО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ КУЛЬТУРОЦЕНТРИРОВАННАЯ
Системообразующим началом УМК является ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО РАЗВИТИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ГОДАМ
- последовательность и преемственность развития у учащихся общеучебных умений на содержании экологического образования для УР ; - обучение в учебных экологических ситуациях, моделирующих реальные жизненные, социально-проблемные ситуации; - культуроцентрированная модель; - социально ориентированная модель экологического образования, интегрирующая предметы естественно-научного и гуманитарного циклов (экология среды, экология человека, социальная экология); - интеграция с семейным экологическим воспитанием - коррекционный эффект - индивидуальный стиль деятельности
Сквозные содержательные линии Учусь экологическому мышлению Учусь управлять собой, Учусь действовать (мои экологические проекты)
С начальной школы по старшие классы реализуются в разном соотношении следующие сквозные учебные модули: 1.Учусь экологическому мышлению (Суть: перенос из разных предметных областей универсальных учебных действий, их развитие и комплексное применение – для формирования экологического стиля мышления – ЭКОСИСТЕМНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ)
2. Учусь управлять собой, моя экологическая культура: - - учусь управлять собой, - - экологическая этика (экологическая культура), - - мои экологические права и обязанности, - - экология труда и мой профессиональный выбор.
3. Учусь действовать, мои экологические проекты. Перенос из разных предметных областей универсальных учебных действий – для их развития и комплексного использования в экологически ориентированной практике): - - забочусь о биоразнообразии, - - управляю своим здоровьем, - - моя модель потребления, - - проектирую качество среды жизни.
МЕСТО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ в решении задач Госстандарта 1. Перенос из учебных предметов и образовательных областей - предметных знаний и умений, - универсальных учебных действий в реальные жизненные ситуации. 2.Развитие и закрепление их. 3.Применение их в новых комбинациях, в новых условиях - школьной и внешкольной среды, в реальных жизненных ситуациях, к которым применяется экологический подход. 4. Формирование личного опыта использования предметных знаний, умений и универсальных учебных действий в новых ситуациях.
СОДЕРЖИТ УЧЕБНЫЕ И ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ: ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ, ПРЕДМЕТНЫХ КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: - ЭКОСИСТЕМНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ - РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЕ УМЕНИЯ - ОСНОВЫ ЭКОЦЕНТРИРОВАННОЙ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ - ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ
Освоение надпредметных умений, личностный рост. п/п КРИТЕРИИ БАЛЛЫ (в динамике) Максимальное кол- во по критерию 2 класс3 класс4 класс5 класс УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПО ВРЕМЕНИ ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ВООБРАЖЕНИЕ, ФАНТАЗИЯ, ТВОРЧЕСТВО ОСНОВЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ Я - КОМПЕТЕНЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ ДИНАМИКА ВОСПИТАННОСТИ
123 2 кл кл кл кл++7.9 ВЛИЯНИЕ СИСТЕМАТИЧНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ НА РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (баллы) Утомляемость Умственная работоспособность Устойчивость к информационному стрессу Психосоматические жалобы ЭЭГ, ЭКГ, БОС-вегеторегуляции ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
комплексная реализация Программ формирования УУД и воспитания комплексная реализация Программ формирования УУД и воспитания опыт переноса и применения предметных знаний и умений, УУД из учебных ситуаций во внеурочную деятельность опыт переноса и применения предметных знаний и умений, УУД из учебных ситуаций во внеурочную деятельность организация со-проектирования экологически безопасной развивающей образовательной среды всеми участниками УВП организация со-проектирования экологически безопасной развивающей образовательной среды всеми участниками УВП психолого-педагогическое сопровождение (социальное партнерство, коррекционная помощь, просвещение родителей...) психолого-педагогическое сопровождение (социальное партнерство, коррекционная помощь, просвещение родителей...)