Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» Тарифное регулирование ОАО «ФСК ЕЭС»: ключевые проблемы и предложения по решению Первый заместитель Председателя Правления ОАО «ФСК ЕЭС» А.В. Казаченков 2014 год
ОАО «ФСК ЕЭС» – крупнейшая операционная сетевая компания РФ 2 90% всех магистральных сетей в 76 регионах Российской Федерации * С учетом плана на 2014 г. Протяженность сетей Персонал Мощность Инвестиции за 5 лет км чел МВА 797 млрд. руб. * Контролируется государством через компанию ОАО «Россети» и акционерное соглашение с Росимуществом 81%81% 85% Миноритарные акционеры Российские сети 19% РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФСК Промышленность С/х Население Металлургия ВПК Добыча полезных ископаемых Транспорт нефтепродуктов МРСК Крупные промышленные потребители 85% 15% Уникальная естественная монополия на российском рынке передачи электроэнергии по магистральным сетям высокого напряжения, функционирующая на территории 76 из 85 регионов России общей площадью 13,6 млн. км² Реализация масштабной инвестиционной программы с фокусом на развитие сетевой инфраструктуры ОАО «ФСК ЕЭС» – эмитент с суверенным уровнем рейтинга (наряду с РЖД, Роснефть, Газпром) ОАО «ФСК ЕЭС» сегодня Структура активов Структура потребителей Структура капитала
Ключевые проблемы ОАО «ФСК ЕЭС» – выпадающие доходы и дефицит источников финансирования инвестпрограммы 3 Проблема Предлагаемое решение В части оплаты услуг по ТП Оплата ТП генерирующими компаниями: Сложность фактического возмещения затрат на ТП генерации через установление платы: Отсутствие механизмов компенсации затрат АЭС и ГЭС Длительные сроки подготовки заявок по установлению платы по крупным СВМ (большие объемы электросетевого строительства, этапов работ) Оплата ТП потребителями и ТСО: Экономическая неэффективность ТП -> выпадающие доходы и низкая загрузка мощностей: Отсутствие компенсации затрат на реконструкцию Завышение потребителями объемов запрашиваемой мощности при ТП (в связи с отсутствием ответственности ) Утвердить порядок компенсации затрат на оплату ТП ГЭС и АЭС Изменить правила тех. присоединения генерации – ввести возможность установления поэтапной платы за ТП Снижение объема услуг и выручки при ограничении темпа роста тарифов: Снижения отпуска в сети ТСО Планируемого перехода потребителей на расчеты по фактической мощности Включить реконструкцию в плату за ТП потребителей и ТСО Ввести ответственность потреби-теля (принцип «take or pay» или оплату резерва мощности). Ввести механизм оплаты резерва сетевой мощности В части оплаты услуг по передаче электроэнергии
4 Регулирование платы за технологическое присоединение: особенности в магистральном сетевом комплексе Методические указания ФСТ России 209-э/1 предусматривают два варианта установления платы за ТП к объектам ЕНЭС: 1)В случае отсутствия необходимости строительства объектов ЭСХ: плата компенсирует расходы на «выдачу технических условий» и рассчитывается ФСК ЕЭС самостоятельно по формуле, утвержденной ФСТ России, что позволяет существенно сократить сроки ТП: Стандартизированная ставка С1 на выполнение мероприятий по ТП утверждена ФСТ России на 2014 год в размере 27,56 рублей/ 1 к Вт максимальной мощности 2) В случае необходимости строительства объектов ЭСХ: плата устанавливается индивидуально для каждого заявителя, с учетом расходов на строительство и (или) реконструкцию* объектов ЭСХ, необходимых для ТП: ППРФ 861: расходы на инвестиции определяются ФСТ России на основании ТУ, проектной документации, прошедшей обязательную государственную экспертизу, что приводит к более длительным срокам подготовки обосновывающих материалов для установления платы к ЕНЭС. Плата за ТП = Ставка С1 * величина максимальной мощности Плата за ТП = Расходы на «выдачу технических условий» + Расходы на инвестиции * В соответствии с изменениями, внесенными ФЗ 308-ФЗ в ФЗ 35-ФЗ «Об электроэнергетике», запрет на включение расходов на реконструкцию существующей электрической сети в плату за ТП не распространяется на случаи ТП объектов генерации к ЕНЭС Формирование механизмов ответственности генерирующих компаний при подаче заявок на ТП и разработке технических решений в СВМ
Оплата ТП генерирующих объектов к ЕНЭС (вступление в силу ФЗ 308-ФЗ) Для генерирующих компаний В полном объеме: «последняя миля» развитие существующей сети Только расходы «последней мили» 1. Оплата ТП в полном объеме ТЭС (плата устанавливается) 2. Необходимость разработки механизмов компенсации расходов на ТП для ГЭС и АЭС 3. В случае отсутствия отплаты ТП ГЭС и АЭС дефицит источников финансирования инвестпрограммы ОАО «ФСК ЕЭС» – 76,2 млрд. руб. В полном объеме: «последняя миля» развитие существующей сети Предлагаемые решения: Разработка механизмов компенсации расходов на оплату ТП ГЭС и АЭС Закрепить в НПА возможность представления рассрочки по оплате ТП Эффекты введения оплаты ТП в «полном» объеме: Появление экономических стимулов для оптимизации технических решений в СВМ (имеются случаи инициативы со стороны генераторов по «удешевлению» СВМ ) Возможность реализации проектов ТП в условиях ограничения тарифа на услуги по передаче Последствия реализации:
Оплата ТП к ЕНЭС потребителями и ТСО Составляющие платы за ТП потребителей и ТСО В полном объеме: «последняя миля» развитие существующей сети Только расходы «последней мили» 1. Отсутствие ответственности потребителей в части объема мощности, запрашиваемой при ТП 2. Отсутствие экономических стимулов по оптимизации соответствующих технических решений («удешевлению») 3. Дефицит источников финансирования мероприятий по ТП Основные проблемы: Предлагаемые решения: Введение платы за ТП для потребителей «полным» рублем Введение механизма «take-or-pay» - повышение ответственности заявителей в части запрашиваемого в рамках ТП объема мощности путем установления штрафа за несоответствие запрашиваемого объема реальным потребностям (например, равный платежу за объем максимальной мощности за 3 года по тарифу на передачу) Утверждение порядка оплаты резервируемой мощности с целью повышения эффективности загрузки сетевых мощностей, а также предусматривающего компенсацию затрат ФСК на содержание «резервируемых» мощностей
Плата за резерв – как стимул оптимизации инвестиционных решений и источник покрытия выпадающих доходов ФСК 7 1. Повышение эффективности загрузки сетевых мощностей (создание экономических стимулов для отказа потребителей от избыточной мощности) 2. Снижение стоимости ТП заявителей (сокращение инвестиционных расходов на подключение новых потребителей за счет перераспределения неиспользуемой мощности существующих потребителей) 3. Повышение ответственности потребителей за соответствие присоединяемой максимальной мощности реальным потребностям 4. Обеспечение источников финансирования «резервируемых» мощностей С целью снижения нагрузки на сетевой тариф, а также для обеспечения источниками финансирования ИП необходимо Утвердить порядок оплаты резервируемой мощности, предусматривающий решение следующих важнейших задач: Эффекты для потребителей по оплате сетевых услуг – снижение платежа в связи с: Ограничением роста сетевого тарифа Ликвидацией договоров «последней мили» Переходом на расчеты за услуги ФСК исходя из фактической мощности Отсутствие ответственности за загрузку сетевых мощностей выпадающие доходы низкая загрузка сетевых мощностей отсутствие источников содержания «резервируемых» мощностей дефицит финансирования инвестиционных проектов Последствия для сетевых организаций (в условиях ограничения роста сетевого тарифа):
Спасибо за внимание!