За уши зайца Несут к барабану. Заяц ворчит: «Барабанить не стану! Нет настроенья, Нет обстановки, Нет подготовки! Не вижу морковки!»
«Методы, формы и средства, обеспечивающие комфортные условия для работы с учащимися с низкой учебной мотивацией
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Скаткин М.
П РОАНАЛИЗИРУЙТЕ СВОИ УРОКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Высокий уровень – 2 балла Средний уровень – 1 балл Низкий уровень – 0 баллов
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТС Я В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» « ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТС Я В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» В. А. Сухомлинский
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ МОТИВ МОТИВ от латинского) – приводить в движение, толкать. от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. МОТИВАЦИЯ МОТИВАЦИЯ – побуждение, вызывающее активность и определяющие его направленность. – побуждение, вызывающее активность и определяющие его направленность. – совокупность побуждений – совокупность побуждений к деятельности. к деятельности.
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
П РАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Выстроить пирамиду эффективности форм организации учебного процесса
Лекция-монолог 5% Чтение (самостоятельное) 10% Аудио-видеообучение 20% Показ (демонстрация) 30% Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе) 50% Практика в процессе деятельности 75% Обучение других (ребёнок обучает ребёнка) 90%
Р АБОТА В ГРУППАХ : 1) ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ; 2) ВЗАИМООБУЧЕНИЕ КАК МЕТОД ; 3) ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ.
Начало урока Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия. Нестандартный вход в урок. Отсроченная отгадка. Ассоциативный ряд. Удивляй Удивляй. Фантастическая добавка. Необъявленная тема. Актуализация знаний Учитель организует: актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию к пробному учебному действию (надо - могу - хочу) и его самостоятельное осуществление. Цепочка признаков.Я беру тебя с собой. Цепочка признаковЯ беру тебя с собой. Да - нет. Шаг за шагом. Жокей и лошадь. Толстый и тонкий вопрос. Вопросительные слова Вопросительные слова. Согласен - не согласен. До -после. Игровая цель. Корзина идей, понятий, имен. Развивающий канон. Ложная альтернатива. Изучение нового материала На данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников. Пинг-пон «Имя – Значение». Лови ошибку. Инсерт Инсерт. Послушать-сговориться-обсудить Послушать-сговориться-обсудить. ЗХУ Хорошо -плохо. Связи Связи. Зигзаг Стратегия «ИДЕАЛ». Своя опора. Целоечасть. Частьцелое. Изобретательская задача Изобретательская задача. Конструктор ТРИЗ «Событие» Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей» Обсуждение и решение проблем На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. «Маша-растеряша». Стратегия «ИДЕАЛ». Стратегия «Фишбоун». Хорошо -плохо. Силовой анализ. Генераторы-критики Генераторы-критики. Диаграмма Венна. Обратный мозговой штурм. Решение учебных задач При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Морфологический ящик. Создай паспорт. Ситуационные задачи Ситуационные задачи. Изобретательские задачи Изобретательские задачи. Контроль знаний, обратная связь На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. Метод интеллект-карт. Жокей и лошадь. Цепочка признаков. Диаграмма Венна. Рюкзак Формирование умения задавать вопросы Формируется умение задавать вопросы. Хочу спросить. Толстый и тонкий вопрос. Вопросительные слова Вопросительные слова. Вопрос к тексту Вопрос к тексту. Ромашка Блума. Рефлексия На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. «Телеграмма». Цветные поля. Мысли во времени. Шесть шляп. Синквей Синквей. Райтинг Райтинг. Хайку Хайку. Диаманта Диаманта. До -после. ЗХУ Сообщи свое Я. Рюкзак Рюкзак. К ОНСТРУКТОР УРОКА
П РАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА : Этап урока Формы и методы работы Начало урока Актуализация знаний Изучение нового материала Обсуждение и решение проблем Решение учебных задач Контроль знаний, обратная связь Формирование умения задавать вопросы Рефлексия
П РАВИЛА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ УЧИТЕЛЮ : На уроке я источник знаний (или организатор); Цели урока обязательно (или нет) формулируем на уроке вместе с ребятами; Основная форма работы монолог или диалог; На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах или индивидуальная работа. При оценке ответов использую слова: «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. или «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…».