Выполнила: Николаева Анна, 10 «б» Руководитель: Смирнова О.М.
Слабая изученность особенностей разновозрастных групп и, в частности, общения подростков в качестве руководителей этих групп Проблема исследования
Особенности общения подростков в качестве руководителей разновозрастных групп Объект Общение подростков Предмет Цель: Описать особенности общения подростков, характерные для них в процессе руководства разновозрастными группами
1)Описать особенности общения, его структуру, способы, феномены 2)Описать особенности современных способов общения 3)Охарактеризовать особенности общения в разновозрастных группах 4)Разработать бланковую методику для изучения особенностей общения подростков при работе в разновозрастной группе 5)С применением разработанного опросника изучить особенности общения учащихся 9-10 классов в качестве руководителей разновозрастных групп во время поездок по городам России Задачи
1. Для общения учащихся 9-10 классов гимназии в качестве руководителей разновозрастных групп характерны высокий авторитет среди младших участников и умение наладить их активную работу 2. Учащиеся 9-10 классов считают, что руководство разновозрастной группой позволяет им проявить организованность, доброжелательность, ответственность и толерантность 3. Самооценка учащимися 9-10 классов гимназии выполнения роли руководителя разновозрастной группы является завышенной Гипотезы исследования
Методы исследования: опрос Методики исследования: опросник «Особенности взаимодействия в разновозрастной группе»
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека. Подростковый возраст – это период жизни между детством и зрелостью, переход из одного этапа жизни в другой, который является постепенным и четких границ не имеет.
Основные функции подростка как руководителя группы: 1)организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах 2)выработка и поддержание групповых норм 3)принятие ответственности за результаты групповой деятельности 4)внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами 5)установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы руководителей: руководителей, ориентированных на решение групповых задач, руководителей, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, универсальных руководителей. По каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли руководителя: руководитель организатор, руководитель специалист, руководитель мотиватор, руководитель генератор эмоционального настроя и т.д. Основными признаками руководства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.