Единственный путь, ведущий к знанию- деятельность. деятельность.
Цель урока: Сформировать новые знания о процессах, происходящих в растворах электролитов. Выявить условия, при которых реакции ионного обмена идут необратимо.
Задачи урока: образовательные: Проверить глубину и прочность усвоения учащимися основных вопросов и понятий изученной темы: «Диссоциация кислот, солей и оснований». Выявление типичных ошибок и их устранение. Формирование новых знаний о процессах, происходящих в растворах электролитов. Закрепление новых знаний фронтально и при выполнении самостоятельной работы. Обеспечить контроль усвоения. развивающие: Формировать умения выделять главное, существенное, логически излагать материал. Обеспечить эмоциональное восприятие происходящего, создавая ситуации вызывающие интерес. воспитательные: Проконтролировать усвоение учащимися основных мировоззренческих идей о материальности мира, его развитии, о причинно – следственных связях явлений. Развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении.
1 вариант - электролитами 2 вариант - неэлектролитами KOH (раствор) CO 2 C 12 H 22 O 11 (сахароза) NaNO 3 (раствор) AgCLC 2 H 5 OH (этиловый спирт) HNO 3 Na 2 SO 4 SiO 2 Задание 1 Выберите выигрышный путь, как в игре «крестики –нолики», где три вещества подряд являются:
электролиты неэлектролиты KOH (раствор) CO 2 C 12 H 22 O 11 сахароза NaNO 3 (раствор) AgCLC 2 H 5 OH этиловый спирт HNO 3 Na 2 SO 4 SiO 2
Электролитическая диссоциация Ионы Катионы Анионы Ионы Катионы Анионы
Для двух подруг подарков груз Ион взвалил себе на спину. Для Кати он несет свой плюс Для Ани он несет свой минус. Для двух подруг подарков груз Ион взвалил себе на спину. Для Кати он несет свой плюс Для Ани он несет свой минус.
1) Дайте определение кислот в свете теории электролитической диссоциации. 2) Запишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ: а) H 2 SO 4 б) HNO 3 в) H 3 PO 4
1) Дайте определение оснований в свете теории электролитической диссоциации. 2) Запишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ: а) NaOH б) КОН в) Са(ОН) 2.
1) Дайте определение солей в свете теории электролитической диссоциации. 2) Запишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ: а) Na 2 SiO 3 ; б) Al(NO 3 ) 3 в) K 3 PO 4
Составьте 4 уравнения электролитической диссоциации веществ, образующих в качестве анионов только сульфат – ионы (SO 4 2 ) 1)3) 2)4)
Подберите для катионов (слева) подходящую пару для анионов (справа). (работа в парах) 3K + SO 4 2 2Na + 3Cl Al 3+ 2OH Ca 2+ PO 4 3 3K + SO 4 2 2Na + 3Cl Al 3+ 2OH Ca 2+ PO 4 3 Составьте из этих пар химические формулы веществ электролитов. + и величин равны.
Академик Клеве при защите диссертации С. Аррениуса воскликнул: «Это чистая фантазия! Возможно ли, чтобы калий самостоятельно существовал в растворе? Ведь любой ученик знает, что калий бурно реагирует с водой…».
Опровергните восклицание Клеве. Может ли калий самостоятельно существовать в растворе? И почему? К ) ) ) ) К ) ) ) )
Что может происходить в растворе между ионами? Какие взаимодействия между ними возможны?
Опыт 1 CuSO 4 безводный + КОН кристаллический
Опыт 2 CO 2 Na 2 CO 3 + 2KCl 2NaCl + H 2 CO 3 H 2 О Ионные реакции – это реакции между ионами. Ионные уравнения – это уравнения ионных реакций.
. Реакции ионного обмена записывают тремя уравнениями: молекулярное полное ионно-молекулярное сокращенное ионно-молекулярное
CO 2 Na 2 CO 3 + 2KCl 2NaCl + H 2 CO 3 H 2 О Молекулярное уравнение. 2Na + + CO H + + 2Cl 2Na + + 2Cl +CO 2 +H 2 O Полное ионное уравнение. CO H + CO 2 + H 2 O Сокращённое ионное уравнение. ГАЗ
Опыт 3 KOH + фенолфталеин +HCl KCl + H 2 O Молекулярное уравнение K + + OH + H + + Cl K + + Cl + H 2 O Полное ионное уравнение H + + OH H 2 O Сокращённое ионное уравнение МH2OМH2O МH2OМH2O
. Реакции нейтрализации – реакция взаимодействия сильной кислоты с щелочью. Это частный случай реакции обмена. Например: NaOH + HNO 3 = NaNO 3 + H 2 O Na + + OH - + H + + NO 3 - = Na + + NO H 2 O OH - + H + = H 2 O
Опыт 4 Na 2 SO 4 + BaCl 2 2NaCl + BaSO 4 Молекулярное уравнение 2Na + + SO Ba Cl 2Na + + 2Cl + BaSO 4 Полное ионное уравнение Ba 2+ + SO 4 2 BaSO 4 Сокращённое ионное уравнение Н Н
Опыт 4 Na 2 SO 4 + 2KOH 2NaOH +K 2 SO 4 Молекулярное уравнение 2Na + + SO K + + 2OH 2Na + + 2OH + 2K + + SO 4 2 Полное ионное уравнение Данная реакция не идёт до конца, т.к. процесс обратимый.
. Реакции ионного обмена протекают до конца в тех случаях, когда образуется ОСАДОК (МАЛОРАСТВОРИМОЕ ВЕЩЕСТВО) ОСАДОК (МАЛОРАСТВОРИМОЕ ВЕЩЕСТВО) ГАЗ МАЛОДИССОЦИИРУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО (ВОДА)
Правило Бертолле Запись в тетрадь. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или малорастворимое вещество.
Если выделится газ – это раз, Иль получится вода – это два, А ещё нерастворимый Осаждается продукт. «Есть осадок», - говорим мы Это третий важный пункт.
Правило составления ионных уравнений реакций. Сильные электролиты записывают в виде ионов. Формулы слабых электролитов (в том числе и воды), нерастворимых и газообразных веществ записываются в молекулярной форме. Если вещество выпадает в осадок, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вниз (); а если в ходе реакции выделяется газообразное вещество, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вверх ().
«Меткий стрелок» Выпишите ионы, которые попадут в цель. K + Ba 2+ Al 3+ SO 4 2 Cl OH Н Н
1) Ba 2+ + SO 4 2 BaSO 4 2) Al OH Al(OH) 3
Запишите молекулярные и ионные уравнения практически осуществимых реакций, воспользовавшись правилом. Вариант 1 1) NaOH + H 3 SO 4 … 2) KNO 3 + Na 2 SO 4 … Вариант 2 1) K 2 SO 3 + 2HNO 3 … 2) ZnCl 2 + Ba(OH) 2 …
Проверь себя Даны растворы, содержащие ионы: С помощью каких(-ого) реактивов(-ва) можно определить эти ионы? 1 вариант 2 вариант H+H+ OH - ИНДИКАТОРЫ
«Индикатор лакмус - красный Кислоту укажет ясно, Индикатор лакмус – синий, щелочь здесь, не будь разиней. Когда ж нейтральная среда, он фиолетовый всегда». Для фенолфталеина: «Попасть в кислоту для других неудача, Но он перетерпит без вздохов, без плача Зато в щелочах у фенолфталеина Не жизнь, а малина, сплошная малина!»
Тест
1 а б в г д Тест «Пятёрочка».
Подведение итогов урока Цель урока: Сформировать новые знания о процессах, происходящих в растворах электролитов. Выявить условия, при которых реакции ионного обмена идут необратимо.
Задание для любознательных «Не дай себе засохнуть» Свойства питьевой минеральной воды определяются веществами, находящимися в минеральной воде, которые влияют на работу внутренних органов и систем человека. Обычно минеральную воду пьют перед едой. Изучить этикетки от бутылок с минеральной водой. На них записан состав воды в виде ионов. Составить формулы веществ и дать им название.
Полезная информация Прикоснитесь к науке, экспериментируйте, открывайте новое!
Единственный путь, ведущий к знанию- деятельность.