Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста Подготовила: педагог – психолог МДОУ 132 Оксана Владимировна Кудашова
Карл Густав Юнг (1875 – 1961) швейцарский психолог, психиатр, основоположник аналитической психологии. «… часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно.» К.Г. Юнг
В период адаптации ребенка к детском саду игра c песком способствует: Быстрому установлению доверительных отношений между воспитателем и ребенком; Происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя; Ребенок быстро и осмысленно осваивает нормы, правила поведения и общения в группе; Ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующие ситуации «Расставание с родителями, встреча с неизвестным», осваивая позитивные способы поведения.
Игра "Отпечатки наших ручек" Игра "Идут медвежата"Игра "Поехали как машинки" Упражнение "Скользим ладонями по поверхности песка" Игры на поверхности сухого песка
Игра "Прыгают зайки" Игра "Дорожка для мышки" Упражнение "Скользим по поверхности песка, выполняя круговые движения" Игры на поверхности сухого песка
Условия организации работы с детьми в песочнице 1. Согласие и желание ребенка 2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий в песочнице Противопоказания к играм с песком 1. Аллергия на пыль от сухого песка 2. Кожные заболевания 3. Порезы на руках
Водонепроницаемый деревянный ящик, размер – 50x70x8 сантиметров. Устройство песочницы
Песок должен быть чистым, просеянным. Требования к песку
Лопатки, широкие кисточки, сита, воронки, разнообразные пластиковые формочки и др. Бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы и др. Набор игрового материала
Миниатюрные игрушки (высота 5 – 10 см), изображающие людей, различных животных и растения, транспорт, игрушки из «киндер – сюрпризов» и др.
Санитарная обработка игрушек осуществляется 1 раз в день мыльно – содовым раствором (200 г. на 10 литров воды), затем игрушки ополаскиваются в проточной воде и просушиваются. Санитарная обработка игрушек
«Смешные человечки В песочнице живут И без горячей печки Куличики пекут». Песочные человечки
Правила поведения в песочнице «Песочные человечки загрустили, потому что их подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу» Песочные человечки просят тебя малыш: Береги песчинки – не выбрасывая их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу; Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей; Песочные человечки любят, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Игра «Необыкновенные следы» Игра «Здравствуй песок!» Игра «Песочный дождик» Игры на поверхности сухого песка
важно «идти от ребенка» Мой девиз: Не мешать! Принимать! Понимать!
Игра «Детские секретки» Игры с погружением рук в сухой песок Игра «Спрячь игрушку»
Дополнительные условия организации занятий с мокрым песком 1. Дети для работы с мокрым песком должны иметь клеенчатые передники 2.Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. (с каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать, что бы одновременно происходило дополнительное закаливание детей) 3. Рядом с песочницей должна быть чистая вода и салфетки.
Мини истории «Песочные человечки» Цель: снять эмоциональное напряжение у детей раннего возраста в период адаптации. Задачи: 1. снизить у детей тревожность, перепады настроения 2. создать положительно эмоциональный микроклимат 3. развивать у детей тактильные ощущения Структура: Тактильная разминка Создание сказочной ситуации Практическое задание по сюжету Поощрение детей за помощь человечкам
Песочные человечки не дадут скучать ребятам! Тазик и совочек, фигурки и песочек... В песочек руки погружаем, все плохое забываем... Игрой увлекаемся, настроение улучшается! С человечками играем, истории разные сочиняем... Пусть мамы и папы тоже нам помогают про человечков песочных сказки сочиняют...