Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка» Экологический проект Тема : « Лаборатория неживой природы» (средняя возрастная группа) Подготовила: воспитатель первой категории Оконова Татьяна Михайловна 2013 год
Проблема Как познакомиться с неживой природой? Цель проекта Формировать представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.
Задачи проекта 1. Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности; 2. Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности; 3. Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность; 4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы; 5. Активизировать речь и обогащать словарь детей; 6. Развивать эмоциональную отзывчивость; 7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Интеграция образовательных областей Познание Основы безопасности жизни Коммуникация Социализация Художественное творчество
Виды детской деятельности Познавательно- исследовательская Коммуникативная Игровая Продуктивная
Тип проекта Познавательный Вид проекта Исследовательский Срок реализации проекта Октябрь - декабрь Методы исследования Диагностирование, опытно–экспериментальная деятельность детей. Предпола- гаемые продукты (выход) 1. Оформление проектной папки. 2. Презентация проекта. Предпола- гаемые результаты Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. Материалы Игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.
Этапы работы над проектом 1 этап : Подготовительный 1. Диагностирование детей. 2. Определение цели и задач проекта. 3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду. 4. Разработка комплексно - тематического плана работы 5. Создание условий для организации работы в « Лаборатории неживой природы » 2 этап: Основной 1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы. 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы. 3 этап: Заключительный 1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. 2. Оформление фото стенда «Лаборатория неживой природы».
Перспективное планирование совместной детско – взрослой деятельности п/п Исследуемый объект или явление Название мероприятия (опыта, эксперимента) Цель опыта Материал, оборудование Вода 1.Узнаем, какая вода Формировать представления о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся. - Две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; - набор мелких предметов. 2. Вода - волшебница Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества ( при этом вода меняет цвет, запах, вкус) -Три одинаковые бутылочки с водой; -гуашевая краска; -пакетик растворимого кофе; -10 кусочков сахара рафинада; - одинаковые стаканчики по количеству детей
2Воздух 3. Что в пакете? Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. - Полиэтиленовые пакеты 4. Игра с соломинкой Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его - Трубочки для коктейля; - стаканчики с водой. 5. Игры с воздушными шарами. Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его - Два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий) 6. Выдувание мыльных пузырей Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь - Тарелка (поднос); -стеклянная воронка; - соломинки и раствор для мыльных пузырей. 7. Ветер по морю гуляет Обнаружить воздух- Тазик с водой; - бумажные кораблики.
3Вес 8. Лёгкий - тяжёлый Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов. - Пёрышко и камень; - пластиковые бутылки с водой, песком. 9.Плавает- тонет Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые - тонут - Кусочек пенопласта; -гвоздь; - деревянный брусок; -ножницы 4 Температура (теплота) 10. Тепло - холодно Научить определять на ощупь температуру воды, предметов - Пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой 11. Чудесный мешочек Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее) - Мелкие предметы из дерева, металла, пластмассы(кубики, шарики и др.) 5Песок 12. Песочные струйки Знакомить со свойствами сухого песка - сыплется - Пластиковые бутылочки, сухой песок. воронки. 13. чудесные фигурки Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок лепится - Песок, вода;- совочки, ведёрки,формочки. 6Глина 14. Узнаем, какая глина Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся -Куски глины; -ведёрко;-вода. 15. Глиняные шарики Учить определять качества глины: мягкая, пластичная -Глиняные предметы, сделанные воспитателем; -глина;-миска с водой; - подставки;- салфеточки. 7Свет 16. Что в коробке?Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик) -Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; -фонарик.
/п Содержание работы ЦелиМесяц 1. Анкетирование родителей. -Выявить уровень экологических знаний родителей. сентябрь 2. Консультация «Как знакомить младших дошкольников с неживой природой?» - Раскрыть возрастные особенности восприятия детьми объектов неживой природы. октябрь 3. Рекомендации «Как провести опыты с водой, песком, воздухом». -Познакомить с примерными опытами с водой. Песком и воздухом. ноябрь 4. Совместная с родителями выставка «чудесные фигурки» (изделия из глины) -Познакомить родителей с результатами работы «Лаборатория неживой природы». декабрь План работы с родителями.
Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей. Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры. Заключение.
Литература. 1. Дыбина О.В. « Ребёнок в мире поиска » - Москва: ТЦ Сфера, 2004; 2. Евдокимова Е. С. « Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада » - Волгоград: Перемена, 2001; 3. Иванова А.А. « Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду » - Москва: ТЦ Сфера, 2004; 4. Маневцева Л.М. « Мир природы и ребёнок » - Санкт – Петербург: Детство- пресс, 2003; 5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. « Экологические проекты в детском саду » - Волгоград: учитель 2011; 6. Николаева С.Н. « Экологическое воспитание младших дошкольников » - Москва: Мозаика – Синтез, 2006; 7. Потапова Т.В. « Детский сад – эталон экологической культуры » - Москва: ЦС ВООП, 2000; 8. Прохорова Л.Н. « Организация экспериментальной деятельности дошкольников » - Москва: Аркти,2005.