Лекция 6 Поведенческий подход в консультировании и психотерапии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Физиология высшей нервной деятельности Ассоциативное обучение у человека. Поведенческая психотерапия
Advertisements

Теория оперантного обусловливания связана с именами Эдварда Торндайка Берреса Фердинанда Скиннера.
БИХЕВИОРИЗМ Оперантное обусловливание. Бихевиоризм : оперантное обусловливание Поощрение усиливает поведение, в то время как наказание ослабляет его.
Теория оперантного обусловливания связана с именами Эдварда Торндайка Берреса Фердинанда Скиннера.
Бихевиоральные теории Теории научения Основные принципы 1.Человек понимается как реактивное существо, подвергающееся воздействию внешних обстоятельств.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Социогенетический подход Роль воспитания и факторов внешней среды в развитии личности Харарбахова Матрена ИП-ПС-15.
Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Бихевиоризм Выполнила студентка 2 курса: Гилева Е.Н.
Когнитивно - бихевиоральные модели в социальной работе Подготовила: Лукошина Ирина, 401 ПВ.
З ДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Патопсихологическое исследование ребенка дошкольного возраста Сюзева Наталья Анатольевна Педагог-психолог высшей квалификационной категории муниципального.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Тема 7 Лекция 4 Психологическая регуляция поведения и деятельности – Эмоциональные явления.
Профессиональный стресс (ПС). Профессиональный стресс многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Презентация по психологии по теме: Воля
Дети с ОВЗ в образовательной организации. И.А. Поволоцкая, педагог-психолог, первой категории МКОУ «Стародраченинская С.О.Ш.» 2014 г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
Транксрипт:

Лекция 6 Поведенческий подход в консультировании и психотерапии

Поведенческий подход в консультировании и психотерапии 1. Теоретические основы поведенческой психотерапии Эксперименты Дж.Уотсона по обусловливанию эмоций Моделирование поведения (Б.Скиннер) Теория реципрокного торможения Дж.Вольпе Теория инкубации Г.Айзенка 2. Цели и методы поведенческой психотерапии

Теория Уотсона Три неприобретенные эмоциональные реакции: страх, гнев и любовь. Каждая из этих трех эмоций - реакция на определенные стимулы, например, громкий звук – стимул для страха. Эмоциональные реакции могут обусловливаться и освобождаться от обусловленности

Эксперимент Уотсона и Розали Рейнер с «маленьким Альбертом», конец 1919 г.

Мэри Кавер Джонс – эксперименты с трехлетним Питером: освобождение мальчика от страха перед кроликом, белыми крысами и др.похожими объектами. Завтрак (крекеры и стакан молока) + демонстрация кролика в клетке на безопасном расстоянии Со временем – сокращение расстояния между ребенком и кроликом

Уотсон: «Личность – это производное от наших систем привычек» 3 сферы, в которых выделяются основные группы систем привычек: висцеральная (проявления эмоций) физическая (внешние действия) ларингальная (разговор)

Скиннер: личность представляет собой репертуар видов поведения, приобретение которых обусловлено подкреплениями со стороны окружающей среды (в изложении Р.Нельсон-Джоунса) Моделирование поведения – формирование поведения путем последовательных приближений.

Психотерапия – форма контроля, одна из целей которого – исправление нежелательных эффектов чрезмерного или непоследовательного контроля, осуществленного другими средствами (включают влияние родителей, образовательных и религиозных учреждений) Использование наказания как средства управления – развитие многих характерных черт психической болезни (избегание, развитие эмоциональных нарушений) Психотерапевт – важный источник подкрепления, если его одобрение становится значимым для клиента

Джозеф Вольпе «был пионером в развитии поведенческого подхода к консультированию» (Р.Нельсон-Джоунс) Теория реципрокного торможения «Если удастся сформировать антагонистическую по отношению к тревоге реакцию во время присутствия стимулов, вызывающих эту тревогу, так чтобы при этом частично или полностью подавлялись реакции тревоги, связь между этими стимулами и реакциями тревоги будет ослаблена» (Вольпе, 1958) «Терапевт намеренно использует конкурирующие реакции, чтобы преодолеть бесполезные страхи пациентов» Примеры таких конкурирующих реакций: реакции релаксации, сексуальные реакции, дыхательные реакции. Систематическая десенсибилизация – сочетание релаксации с представлением о ситуации, вызывающей тревогу.

Ганс Юрген Айзенк – теория инкубации невроза Особенность невротического поведения: отсутствие внешнего подкрепления не ведет к его угасанию. Обычно предъявление УС (условного стимула) без подкрепления ведет к угасанию УР (условной реакции). Но, если УР обладает свойствами влечения, представление одного УС ведет к усилению или инкубации УР. Страх / тревога – реакция, которая обладает свойствами влечения. Инкубация тревоги / страха – чаще всего и неэротичных интровертов, реже – у стабильных экстравертов.

Цели и методы поведенческой психотерапии Основные цели (Р.Нельсон-Джоунс на основе обобщения работ): Устранение дефицита в поведенческих репертуарах Усиление адаптивного поведения Ослабление или устранение неадекватного поведения Устранение изнурительных реакций тревоги Развитие способности расслабляться Развитие способности самоутверждаться Развитие эффективных социальных навыков Достижение адекватного сексуального функционирования Развитие способности к саморегулированию

Поведенческая оценка: функциональный анализ проблемных зон клиента, определение целей психотерапии в поведенческих терминах. Методы поведенческой психотерапии: Процедуры релаксации Систематическая десенсибилизация на основе выстраивания иерархии стимулов Репетиция поведения и тренинг ассертивности (ассертивное поведение – «приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку» Вольпе, 1982) Методы подкрепления (программы подкрепления и жетонная система) Методы обратной связи Аверсивный метод и метод наводнения