Обобщающий урок по теме: «Теория электролитической диссоциации». 9 класс Разработала учитель I квалификационной категории Леонтьева Н.Л.
Цели урока; Цели урока: Закрепить и углубить знания об основных понятиях теории электролитической диссоциации; умения различать сильные и слабые электролиты, катионы и анионы, объяснять механизм диссоциации веществ; навыки составления и уравнений диссоциации кислот, оснований, солей и реакций ионного обмена, практического осуществления реакций ионного обмена с соблюдением условий реакций.
Дорогие ребята! Сегодня мы попутешествуем по теме: «Теория электролитической диссоциации». Нас ждет много различных испытаний, новых открытий и конечно же положительных эмоций. В конце нашего путешествия мы выберем самого умного ученика 9Б класса. Ему будет присвоено особое почетное звание – «химический эрудит 2014» и право торжественно закончить наше путешествие.
Организация конкурса Команда «Теоретики» Команда «Практики» Команда «Экспериментаторы» Команда «Аналитики» Помощники Жюри
1 этап Готовность к покорению вершины «Химическое лото» Теоретический тур
1 этап Готовность к покорению вершины «Химическое лото» Вопрос 1 На какие группы можно разделить все вещества по способности проводить электрический ток?
1 этап Готовность к покорению вершины «Химическое лото» Вопрос 2 Что такое электролиты? Назовите тип химической связи в электролитах.
1 этап Готовность к покорению вершины «Химическое лото» Вопрос 3 Что такое неэлектролиты? Назовите тип химической связи в неэлектролитах.
1 этап Готовность к покорению вершины «Химическое лото» Вопрос 4 Какие вещества относят к электролитам?
1 этап Готовность к покорению вершины «Химическое лото» Вопрос 5 Какие вещества относят к неэлектролитам?
1 этап Готовность к покорению вершины «Химическое лото» Вопрос 6 Что такое ион?
1 этап Готовность к покорению вершины «Химическое лото» Вопрос 7 Как называются положительно заряженные ионы?
1 этап Готовность к покорению вершины «Химическое лото» Вопрос 8 Как называются отрицательно заряженные ионы?
1 этап Готовность к покорению вершины «Химическое лото» Вопрос 9 В чем причина диссоциации электролита на ионы?
1 этап Готовность к покорению вершины «Химическое лото» Вопрос 10 В чем причина электропроводности электролитов?
1 этап Готовность к покорению вершины «Химическое лото» Вопрос 11 Что такое кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации?
1 этап Готовность к покорению вершины «Химическое лото» Вопрос 12 Что такое основания с точки зрения теории электролитической диссоциации?
2 этап «Собери рюкзак» Каждой команде выдается карточка с заданиями. В команде 5 человек, каждый выполняет одно задание по очереди.
1 задание: Даны формулы веществ: NaCl, CuSO 4, Cu(OH) 2,BaSO 4,AlCl 3,H 2 SO 4,CaCO 3,H 2 SiO 3, Al(OH) 3, ZnCl 2, Zn(OH) 2, Ba(OH) 2. Сложите отдельно:, электролиты, неэлектролиты, сильные электролиты.
2 задание Дистиллированная вода Глюкоза (Т)Глюкоза(р.р) Минеральная вода Соляная кислота Нитрат алюминия (р.р ) Гидроксид кальция (р-р) Гидроксид калия (р-р) Карбонат кальция «Крестики-нолики» (покажи выигрышный путь, состоящий из веществ или растворов, которые… не проводят электрический ток).
3 задание Хлорид натрия (р_р) Сахароза (р.р)Сульфат натрия (р.р) Раствор кислорода в воде Серная кислота Спирт Дистиллированна я вода Азотная кислота Гидроксид натрия (р.р) «Крестики-нолики» (покажи выигрышный путь, состоящий из веществ или растворов, которые … проводят ток).
Подводим итоги первого и второго этапов.
ВЕЩЕСТВА Электролиты Вид химической связи: ……………………………... К ним относятся: ……………………………………………………………… ……………………………… Неэлектролиты Вид химической связи: ……………………………... К ним относятся: ……………………………………………………………… ………………………………
ВЕЩЕСТВА Электролиты водные растворы и расплавы проводят эл.ток) Вид химической связи: ионная и ковалентная полярная связь К ним относятся: Растворимые кислоты, основания, соли Неэлектролиты водные растворы и расплавы не проводят эл.ток) Вид химической связи: ковалентная неполярная связь и слабо полярная связь К ним относятся: Органические вещества, простые вещества, оксиды и нерастворимые вещества…
3 этап «Восхождение» Для того чтобы совершенствовать ум, Надо более размышлять, Нежели заучивать. Рене Декарт Аналитический
3 этап «Восхождение» Разберемся в механизме диссоциации веществ. Вопрос: «Подчеркни примеры». (подчеркните формулы веществ, диссоциирующие по этому типу). HF, N 2 O 5, Н 2 SО 4, КСl. жидкий N 2 ; Са(ОН) 2 ; НВг; Mg(NO 3 ) 2, КОН; HI, жидкий СО 2, СаС1 2, НС1, HNO 3,KNO 3, SO 3.
3 этап «Восхождение» Разберемся в механизме диссоциации веществ. Вопрос: «Подчеркни примеры». (подчеркните формулы веществ, диссоциирующие по этому типу). HF, N 2 O 5, Н 2 SО 4, КСl. жидкий N 2 ; Са(ОН) 2 ; НВг; Mg(NO 3 ) 2, КОН; HI, жидкий СО 2, СаС1 2, НС1, HNO 3,KNO 3, SO 3.
4 этап «Привал» Ящик Пандоры
4 этап «Привал» Каждой команде необходимо исследовать данное вещество и с помощью 5-ти слов охарактеризовать его.
4 этап «Привал» Остальные участники команды по очереди выполняют задания к этапу 4, где необходимо написать уравнения диссоциации веществ (там где идет ступенчатая диссоциация, расписать ступени).
Подводим итоги третьего и четвертого этапов.
«Механизм электролитической диссоциации»
5 этап «В пещере колдунов» Экспериментальный
Релаксация Задание: По очереди проговорите друг другу правила техники безопасности при работе с химическими реактивами.
5 этап «В пещере колдунов» Если выделится газ- Это раз; И получится вода - Это два; А еще - нерастворимый Осаждается продукт… "Есть осадок", - говорим мы. Это третий важный пункт. Химик "правила обмена" Не забудет никогда: В результате - непременно Будет газ или вода, Выпадет осадок - Вот тогда порядок!
5 этап «В пещере колдунов» Экспериментальный В ученической лаборатории Вам выданы несколько реактивов. Вам необходимо провести две реакции с условием, что обе реакции должны идти до конца. Доказать это с помощью ионных уравнений.
6 этап «Путь домой» «Химия, граничащая с жизнью»
6 этап «Путь домой» «Химия, граничащая с жизнью» Вопрос про лечебные плоды:. В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов (шиповника, черники, калины). Настой стал проводить электрический ток. Почему? Ответ: : В плодах содержатся кислоты и соли, которые при растворении в воде диссоциирует на ионы, за счет которых настой проводит электрический ток.
6 этап «Путь домой» «Химия, граничащая с жизнью» Вопрос про рентгеноскопию желудка: При рентгеноскопии желудка пациенту дают выпить взвесь BaSO 4. Объясните, почему чистый BaSO 4 не вызывает отравлений, в то время как зафиксированы случаи со смертельным исходом при применении BaSO 4 с примесями ВаСl 2 ? Ответ: Чистый BaSO 4 не вызывает отравлений, так как это вещество, не растворимое в воде, а ВаСl 2 хорошо растворим в воде и при диссоциации ВаСl 2 Ва 2+ +2Сl - образует ионы Ва 2+, которые являются ядом для организма человека.
6 этап «Путь домой» «Химия, граничащая с жизнью» Вопрос про кислые яблоки: Почему после того, как вы съели кислое яблоко, нельзя чистить зубы? Ответ: В состав эмали зубов входят соли: карбонаты и фосфаты кальция (Сa CO 3, Сa 3 (PO 4 ) 2 ); угольная кислота неустойчивая, разлагается на воду и углекислый газ.
6 этап «Путь домой» «Химия, граничащая с жизнью» Вопрос про лужи: Если встать в лужу, в которой лежит оголенный провод, находящийся под напряжением, можно получить смертельный удар током. Следовательно, вода проводит электрический ток. Верно ли это утверждение? Ответ: Электрический ток проводит не вода, а соли, растворенные в воде. Дистиллированная вода электрический ток не проводит.
Подводим итоги Урок окончен! Спасибо за работу!