Урок русского языка в 5 классе, учитель Казначеевская О. Н.
закрепление знаний, полученных в начальной школе, о дополнении как второстепенном члене ; сформировать понятие о дополнении как второстепенном члене ; определить способы выражения дополнения ; закрепить навык разбора предложения ; прививать любовь к родному языку.
Задание для « Научного » отдела : На какие группы делятся по значению второстепенные члены предложения ? Как обозначаются члены предложения ? Разобрать по членам предложения : Зимние каникулы прошли незаметно для нас.
Исправить орфографические ошибки, подчеркнуть второстепенные члены предложения в следующих предложениях : Экспидиция пересекла долину. Качаються залатые лютики. По улице двигались троллейбусы
Докажите, что это словосочетание 1. Зубная щетка 2. Вопросительный знак 3. Желтые листья 4. Звезды на небе 5. Пальцы на руках 6. Поле пшеницы
О каком знаке препинания не сказано в стихотворении С. Я. Маршака, но вы его знаете : У последней точки на последней строчке Собралась компания знаков препинания. Прибежал Чудак – восклицательный знак. Никогда он не молчит, оглушительно кричит : - Ура ! Долой ! Караул ! Разбой ! Притащился кривоносый вопросительный знак. Задает он всем вопросы : - Кто ? Кого ? Откуда ? Как ? Явились запятые, девицы завитые. Живут они в диктовке на каждой остановке.
Ум – одежда, которая никогда не износится. Знание – родник, который никогда не исчерпаешь. Чтение – вот лучшее учение.
Как называется … По цели высказывания предложение, в котором побуждаем кого - либо к действию, приказываем, просим ? Главный член предложения, отвечающий на вопросы : Что делает ? Каков ? Что сделал ? По цели высказывания предложение, в котором содержится вопрос ? По интонации предложения ……? По цели высказывания предложение, в котором сообщаем о чем - либо ?
ИЗ РАСПАХНУТЫХ ВОРОТ СОЛНЦЕ КРАСНОЕ ВСТАЕТ.
– это все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.
Я весело шагаю по дорожке. Моя мама купила мне игрушку. У бабушки болит голова от шума
Выделить грамматическую основу предложения. Найти словосочетания. Задать вопрос от главного слова к зависимому. Если вопрос косвенного падежа, то – это дополнение, подчеркиваем его пунктиром, над словом пишем падеж ; если другие вопросы, то - это другой второстепенный член предложения.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы и дополнения. Укажите, какой частью речи выражено каждое дополнение 1) Лунный свет зал.. вал п.. ляну. 2) Тучи скрыли остатки лунного диска. 3) Звёзды усеяли все небо. 4) Все рассматривали прич.. дливые узоры.
Заливал ( что ?) поляну – В. п. дополнение. Скрыли ( что ?) остатки – В. п. дополнение. Остатки ( чего ?) диска – Р. п. дополнение. Усеяли ( что ?) небо – В. п. дополнение. Рассматривали ( что ?) – В. п. узоры. – дополнение.
Упражнение 441. Списать и выделить дополнения