Коллекция игр и упражнений по лексической теме «Профессии» Для детей 5-7 лет
Автор презентации: учитель-дефектолог Ломоносова Марина Анатольевна год.
Оглавление: Между делом Давай поиграем Литературная гостиная
Между делом В этом разделе представлены игры и упражнения, не требующие специальной организации места и времени, в них можно играть по дороге из сада, в транспорте, в общем, между делом. В ОГЛАВЛЕНИЕ
БЕСЕДА ЦЕЛЬ: Закрепление и уточнение представлений о профессиях. ИНСТРУКЦИЯ: Поговорите с ребенком о профессиях, придерживаясь следующего плана: Что такое профессия? Для чего нужны профессии? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Попробуй объясни, почему «все профессии важны, все профессии нужны»?
Я НАЧНУ, А ТЫ ПРОДОЛЖИ ЦЕЛЬ: упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений. ИНСТРУКЦИЯ: Давай поиграем. Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай. Врач лечит людей, чтобы... Строитель строит дома, чтобы... Парикмахер подстригает людей, чтобы...
НЕБЫЛИЦЫ ЦЕЛЬ: развитие словесно-логического мышления. ХОД ИГРЫ: Взрослый произносит предложение, ребенок говорят, верно оно или нет. Если неверно, дает правильный вариант. Например: Взрослый: «Садовник это тот, кто работает в детском саду». Ребенок: «Неверно. Садовник это тот, кто ухаживает за деревьями и кустарниками в саду». Возможные предложения: Уборщица это та, кто делает головные уборы. Столяр это тот, кто делает столы. Плотник это тот, кто делает плоты. Водитель это тот, кто водит на экскурсии.
РАЗГАДАЙ СЛОВО ЦЕЛЬ: формирование и (закрепление) навыка образования сложных слов. ИНСТРУКЦИЯ: Давай поиграем. Ты будешь волшебником. Я буду называть слова, а ты и попробуешь угадать, из каких слов оно получилось. ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВ: рыболов, лесоруб, пчеловод, трубочист, садовод, хлебороб***
КАКОЙ? КАКАЯ? ЦЕЛЬ: упражнять ребенка в подборе подходящих по смыслу определений. ХОД ИГРЫ: Ребенку предлагается назвать как можно больше «красивых» слов. Летчик какой? Храбрый, смелый. Учитель какой? Умный, добрый. Водитель какой? Внимательный, осторожный. Грузчик какой? Сильный, могучий. Строитель какой? Умелый, ловкий. Врач какой? Старательный, добрый. Танцовщица какая? Талантливая, красивая, интересная, изящная. Воспитательница какая? Добрая, веселая, умная. И т.д.
ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЦЕЛЬ: закрепление представлений о различных видах профессий, формирование навыка словоизменения. ХОД ИГРЫ: Взрослый начинает предложение, ребенок заканчивает Взрослый: «На транспорте нужны шоферы...» Ребенок: «Кондукторы, водители, пилоты, капитаны.» Взрослый: «В ателье работает портной...» Ребенок: « Швея, модельер, дизайнер.» Взрослый: « Мебель не получится без труда столяра...» Ребенок: « Лесоруба, водителя, дизайнера, швеи» Взрослый: « В магазине работают продавцы...» Ребенок: « Кассиры, уборщицы, грузчики.» Взрослый: « Форменную одежду носят летчики...» Ребенок: « Врачи, милиционеры, пожарные, машинисты.»
Назови женскую профессию ЦЕЛЬ: формирование (закрепление) навыка словоизменения ХОД ИГРЫ: Вы называете мужскую профессию, ребенок изменяет слово так, что бы оно соотносилось с представительницей женской профессии. Повар - повариха. Художник -... Портной -... Учитель -... Скрипач -... Певец -... Продавец -... Пианист -... Писатель - … Летчик - … Артист - … и т.д. ВАРИАНТ ИГРЫ: Вы называете женскую профессию, ребенок – мужскую.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА О ПРОФЕССИЯХ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПЛАНУ** 1. Фамилия, имя и отчество мамы (папы). 2. Где работает мама (папа) и кем? 3. Эта профессия мужская или женская? Назовите атрибуты профессии. 4. Где работает мама (папа) на улице или в помещении? 5. С кем или с чем работает мама (папа) (с людьми, с животными, с техникой, с книгами)?
Давай поиграем Устраивайтесь поудобнее с ребенком у компьютера и играйте вместе В ОГЛАВЛЕНИЕ
КОМУ ЧТО ЦЕЛЬ: Развитие словаря по теме, мыслительных операций, расширение кругозора. ХОД ИГРЫ: Щелкните мышкой. Рассмотрите появившуюся картинку. Поспросите ребенка назвать профессию человека и уточните, что помогло ему догадаться. Предложите ребенку назвать необходимые инструменты для работы этого человека. Щелкните еще 4 раза – должно появится 5 картинок.
Кто что делает? ЦЕЛЬ: Активизация глагольного словаря по теме ИНСТРУКЦИЯ: Щелкните мышкой. Внимательно рассмотрите появившуюся картинку. Расскажи, что делает человек этой профессий. Например: Повар – чистит, моет, режет, варит, жарит, готовит и т. д. Щелкните еще 4 раза – должно появится 5 картинок.
Инструменты ЦЕЛЬ: Развитие логического мышления, закрепление знаний о предметах труда, упражнять в произношении фраз из 3-4 слов. ХОД ИГРЫ: Щелкните мышкой. Внимательно рассмотрите появившуюся картинку. Предложите ребенку рассказать: что на ней нарисовано, человеку какой профессии она нужна, для чего она нужна Образец фразы ребенка: Это иголка. Она нужна портному, чтобы шить одежду. Щелкните еще 3 раза. У вас должно появится 4 картинки
Кто чем занимается*** Цель: Тренировать в составлении предложений. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий. Ход игры: Щелкните мышкой. Внимательно рассмотрите появившуюся картинку. Предложите ребенку составить предложение по картинке придерживаясь плана: Кто нарисован Что делает Щелкните еще 4 раза. У вас должно появится 5 картинок.
КТО РАБОТАЕТ НА МАШИНАХ ? ЦЕЛЬ: формирование и (закрепление) навыка словообразования. Ход игры: Щелкните мышкой. Внимательно рассмотрите появившуюся картинку. Вы спрашиваете, ребенок отвечает. На тракторе работает (кто?) …тракторист. Щелкните еще раз. Появится еще одна картинка. Продолжите игру дальше. Все должно появится 4 картинки.
ПОСМОТРИ И УГАДАЙ ЦЕЛЬ: Развитие и активизация зрительного внимания, целостного восприятия объекта, зрительной памяти ИНСТРУКЦИЯ: Рассмотри контуры. Угадай, что нарисовал художник. Люди каких профессий используют эти предметы?
ЗАГАДКИ ЦЕЛЬ: Развитие и активизация словаря, развитие логического мышления, чувства языка. ИНСТРУКЦИЯ: Давай вместе попробуем отгадать загадки. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКОЙ: Прочитайте загадку. Подождите немного, возможно ребенок догадается о чем идет речь, и тогда не нужно будет переходить к следующим тапам. Если же и Вы не смогли разгадать загадку - нажмите мышкой в любом месте экрана, появится ответ. (ПОМНИТЕ – при повторном нажатии мышки появляется картинка-отгадка.) Спросите, какие слова и выражения непонятные ребенку. Попытайтесь объяснить их смысл своими словами. Возможно, что ребенок не скажет про возникшие трудности с пониманием ( « Мне все понятно » ). В этом случае объясните те слова и выражения, которые трудны для ребенка на ваш взгляд. Если ребенку все равно трудно, нажмите мышкой - появится ответ, нажмите еще раз - появится картинка-отгадка. Назовите, что нарисовано. Прочитайте загадку еще раз вместе с отгадкой. ПОХВАЛИТЕ РЕБЕНКА
Литературная гостиная В данном разделе размещен литературный материал по теме, загадки, пословицы, поговорки. В ОГЛАВЛЕНИЕ
ЗАГАДКИ Громко кашляет Серёжа. У него бронхит, похоже. В поликлинику звонят, А Серёже говорят: - Ты не бойся и не плачь – К тебе едет добрый … (врач) Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты? (повар)
ЗАГАДКИ О МАШИНАХ Замигает синим глазом И в погоню рвётся сразу. (Полицейская машина) Полыхает дом. Кошмар! Укротит она пожар. (Пожарная машина) Словно дождь, автомобиль С тротуара смоет пыль. (Поливочная машина) Поднимает кверху кузов - Избавляется от грузов. (Самосвал)
Вспоминаем*** ЦЕЛЬ: Активизация словаря по теме, развитие памяти ХОД ИГРЫ: Вспомните вместе с ребенком и назовите литературные произведения о профессиях; загадки, пословицы и поговорки, связанные с трудом и профессиями. При нажатии кнопки мышки вы увидите некоторые подсказки
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ЦЕЛЬ: активизация словаря, уточнение значений слов, развитие понимания переносного смысла слов. ХОД БЕСЕДЫ: Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите для начала одну. Объясните ребенку значение каждого из слов, используемых в пословице. Затем попытайтесь своим словами объяснить ребенку ее значение. Постарайтесь в течении последующих дней использовать эту пословицу в своей речи, чтобы ребенок начал лучше понимать ее переносный смысл. Так же можно поработать и с остальными поговорками. Без топора - не плотник, без иголки - не портной. Гуляй, да дела не забывай. Не игла шьёт, а руки. За всякое дело берись умело. Терпенье даёт уменье. Шить не будешь, портным не станешь. Люби дело - мастером будешь.
РЕКОМЕНДУЕМ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ: Введенский В. «Песня машиниста». Кардашова А. «Наш доктор». Сухомлинский В. «Моя мама пахнет хлебом». Маяковский В. «Кем быть». Маршак С. «Почта», «Пожар». Заходер Б. «Сапожник», «Переплетчица», «Портниха». Погореловский С. «Слава хлебу на столе». Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла»
Мы надеемся, что Вы с пользой и хорошим настроением провели время со своим ребенком!
Источники информации: КНИГИ: Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников. М, 2001 г. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Спб 2004 г. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: (с этих сайтов были использованы только некоторые фотографии для презентации. За содержание сайтов автор презентации ответственности не несет) miningexpo.ru ja.wikipedia.org bayun.ru kid-book-museum.livejournal.com rumama.ru