Основы композиции Средства композиции - пропорции - масштаб - контраст - нюанс - ритм - метрический повтор - характер формы - цвет и тон - фактура и текстура - пластика Композиционный прием Идея композиции - тот прием, который будет затем последовательно развит различными композиционными средствами. Модульность. Пропорции и пропорционирование.
Основы композиции Масштаб и масштабность. Масштабность зависит от двух групп размерных отношений: с одной стороны от объективных изменений размеров конструктивных элементов, размеров, определяемых в известной мере расчетом, с другой – от размеров, связанных с удобством работы человека, с антропометрическими требованиями. Масштаб - это отношение линейных размеров изображаемого на чертеже, аэрофотоснимке, карте объекта к его размерам в натуре. Масштабность - степень крупности форм, воспринимаемая на основе соотношений их величин с величиной целого, с окружающим, с человеком.
Основы композиции Контраст. Нюанс и нюансировка. Контраст – противопоставление, борьба разных начал в композиции. Нюансировка изделия требует не только развитого вкуса, мастерства, но и безошибочной интуиции, особого чувства материала и формы, умения выявить ее характер. Нюансировка- это своего рода анализ формы с карандашом в руках.
Основы композиции
Метрический повтор. Метрический повтор - это неоднократное, с равными интервалами повторение элемента. Наиболее активны повторы в объемно – пространственной структуре изделия при сильных светотеневых контрастах, которые становятся ведущей темой и держат всю композицию. Правомерно рассматривать 2 вида метрических повторов – основанных на контрасте элемента и фона и на нюансных их отношениях.
Основы композиции Метрический повтор может быть простым, состоящим из одного элемента формы, повторяющегося через равные промежутки пространства (ряд 1) или сложным. Сложный метрический ряд состоит из групп одинаковых элементов (ряд 3) либо может включать отдельные элементы, отличные от основных элементов ряда по форме, размерам или цвету (ряд 2) Метрический повтор должен иметь начало и конец иначе он будет выглядеть незавершенным. Композиционно таким началом и концом могут быть крайние поля более широкие чем ряд метрического шага.
Основы композиции Метрический повтор в элементах окна
Основы композиции Метрический повтор в декоративных элементах на стене
Основы композиции Метрический повтор колонны
Основы композиции Метрический повтор Мебель в интерьере клуба А. М. Родченко Советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР.
Основы композиции Ритм. Закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п. Ритм проявляется в закономерном изменении порядка.
Основы композиции Ритм. Южнонидерландский живописец и график Питер Брейгель, картина «Слепые»
Основы композиции Ритм.
Основы композиции Ритм. Анри Картье-Брессон французский фотограф, выдающийся мастер реалистичной фотографии XX века, фотохудожник.
Основы композиции Ритм.
Основы композиции Тени и пластика. Пластика формы характеризует особенности объемно – пространственной структуры, определяя ее рельефность, глубинность, насыщенность светом и тенями. Тени связывают воедино все элементы формы, укрепляют ее основу.