Стандарт состоит из трех компонентов: требований к содержанию образовательной программы, требований к содержанию образовательной программы, к условиям ее реализации, к условиям ее реализации, к результатам освоения. к результатам освоения.
Последний компонент – результат освоения программы - определяет, какие личностные характеристики должны быть развиты у ребенка к моменту завершения дошкольного образования.
Например: инициативность и самостоятельность, инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, развитое воображение, способность к волевым усилиям, способность к волевым усилиям, любознательность любознательность
Что нового появится в детских садах? На основе требований стандарта детские сады будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои программы. При этом они должны учитывать примерные программы из федерального реестра, который будет в открытом доступе.
Никаких экзаменов, аттестаций в детских садах не допускается, а главный упор в стандарте сделан на развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями.
Группы в детских садах могут заниматься по разным программам, с учетом развития и возможности детей. Группы в детских садах могут заниматься по разным программам, с учетом развития и возможности детей.
Впервые в стандарт включено понятие развивающей среды. Стандарт требует: окружающая ребенка среда должна быть "предметно-развивающей".
ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА строится с учётом реализации образовательных областей в двух основных составляющих организации образовательного процесса:
1. Совместная (партнёрская) деятельность взрослого и детей; 2. Свободная самостоятельная деятельность самих детей, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками.
То есть: будить воображение и любознательность, будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно - и азы знаний. давать возможность проявлять свои интересы, а заодно - и азы знаний.
Как это можно сделать унылые групповые комнаты можно превратить в красивые уголки для игр. унылые групповые комнаты можно превратить в красивые уголки для игр. активнее использовать мебель- трансформер. активнее использовать мебель- трансформер.
Что можно сделать уже сейчас: Разделить групповую комнату на зоны: Разделить групповую комнату на зоны: рабочую и игровую. Рабочая должна быть жестко организована, именно она приучает к порядку. Рабочая должна быть жестко организована, именно она приучает к порядку. Игровая - максимально абстрактная. Игровая - максимально абстрактная.
ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Предусмотреть в групповой комнате место, где ребенок мог бы поиграть или побыть один. Предусмотреть в групповой комнате место, где ребенок мог бы поиграть или побыть один. Не обязательно отгораживать это место дверью, достаточно раздвижной ширмы. Не обязательно отгораживать это место дверью, достаточно раздвижной ширмы.
В соответствии с ФГОС ДО учебная модель т.е. проведение занятия в привычном для педагога понимании - не актуальна. блок совместной деятельности воспитателя с детьми необходимо расширить в организационном и содержательном планах за счёт использования нетрадиционных форм работы с детьми.
НОД организуется: в форме игровых развивающих ситуаций и ситуаций общения. У практиков возникает множество вопросов по организации образовательного процесса: например, -- как организовать его без проведения занятий?
В соответствии с ФГОС ДО НОД осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, изобразительной и др.
И вот здесь возникает ряд противоречий, связанных с уровнем профессиональной компетентности педагогов ДОУ и требованиями, предъявляемыми государством к организации образовательного процесса, а также готовностью педагогов осуществить эти требования.
Основные противоречия: Нормативно-правовые документы недостаточно понятны практикам. Не каждое образовательное учреждение готово переучить своих педагогов. Присутствует формальный подход к планированию педагогической деятельности.
Отсутствуют чёткие представления о планировании образовательной деятельности в условиях реализации новых подходов к моделированию образовательного процесса. Имеются трудности в фиксации индивидуального развития детей, которая может проводиться в рамках педагогической диагностики (или мониторинга) для решения образовательных задач.
А как может помочь стандарт тогда, когда в детский сад приходят дети с разным уровнем развития? Что делать с ребенком,который развивается медленнее, нежели его сверстники? У одного речь развита почти, как у взрослых, а другой говорит так, что его невозможно понять, один уже знает буквы, а другой плохо различает цвета.