Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории Семухина Н.В. МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 95»
Актуальность темы * развитие ума ребенка, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новые * способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умения «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами. * развитие представления о числе на основе счета и измерения. * Освоение сенсорных эталонов (эталоны цвета, размера) * развитие умения сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, высоте).
* Палочки Кюизенера были разработаны бельгийским учителем Х. Кюизенером и предназначались для детей с младшего возраста и до старших классов. * Существует несколько вариантов наборов. * 1 – Деревянный (241 палочка – 10 цветов). * 2 – Плоский, состоящий из картона или пластика. * 3 – Венгерский (119 палочек – 12 цветов). * 4 – Упрощённый (144 палочки – 10 цветов).
* Мы используем упрощённый набор – из 116 палочек. * - 25 палочек * - 20 палочек * - 16 палочек * - 12 палочек * - 10 палочек * - 9 палочек * - 8 палочек * - 7 палочек * - 5 палочек * - 4 палочки
* Знакомство с понятием – цвет (различать цвет, классифицировать по цвету); * Знакомство с понятием – величина (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине); * Знакомство с последовательностью чисел натурального ряда; * Освоение прямого и обратного счёта; * Знакомство с составом числа (из единиц и двух меньших чисел); * Помощь в овладении арифметическими действиями сложения и вычитания; * Развивать умение делить целое на части и измерять объекты; * Развивать пространственные представления(слева, справа, выше, ниже и т.д.); * Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию; * Развивать логическое мышление. Внимание, память; * Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
1 Этап - палочки используются как игровой материал (мл. возраст). Дети играют с ними, как с обычными кубиками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. 2 Этап - палочки выступают как пособие, как средство обучения арифметики (ст. возраст). Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
* Младший возраст (все упражнения проводятся в игровой форме) * 1- Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины. 2 – Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую. 3 – Можно выкладывать на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи. 4 – Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей к меньшей к большей и наоборот.
1. Игра «Найди такую же». Цель: Знакомство и закрепление знаний о цвете и длине. Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же. 2. Игра «Строим дорожки» Цель: Развивать умение группировать Предметы по цвету и длине. Например: постройте дорожку из палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета. 3. Игра «Коврик для кошечки». Цель: Закрепить знания о цвете и длине. Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получится маленький коврик для кошечки. 4. Игра «Поезд» Цель: Закреплять умение различать цвета и соотношение длины. Например: Палочки это вагоны. Возьмите полочки голубого, красного и жёлтого цветов и присоедините их друг к другу как вагончики.
* Старший возраст – подбор упражнений осуществляется с учётом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. * 1. Игра « Играем с цветом» Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. * 2. Игра «Разведчики» Цель: Совершенствовать умение работать с карточкой-схемой. * 3. Игра «По порядку становись» Цель: Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10.
* 4. Игра «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Развивать умение измерять объекты. Познакомить с условными мерками. * 5. Игра «Дополни». Цель: Упражнять в умении сравнивать рядом стоящие числа. * 6. Игра «Подбери цифру». Цель: Формировать умение соотносить цифру с количеством предметов. * 7. Игра «Составь число». Цель: Знакомить с составом числа из единиц и двух меньших чисел. * 8. Игра «Конструирование цифр». Цель: Развивать умение изображать цифру разными способами. * 9. Игра « Число-головоломка». Цель: Формировать умение выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.
* Для успешной работы с палочками Кюизенера необходимо выполнять некоторые заповеди: * Поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое; * Избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка; * Сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.
* 1. Л.Д. Комарова. Как работать с палочками Кюизенера? М. «Издательство «Гном и Д», * 2. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет/Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение * 3. Математика от трёх до шести: учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов/Сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе.- СПб.: «Акцидент», * 4. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – форма – количество. – М.: Просвещение, Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. Математика до школы. – Н. Новгород: Нижненовгородский гуманитарный центр, 1996.