« Создание предметно-развивающей среды во 2 младшей группе для решения задач комплексно- тематического планирования » Разработала Оспанова Надежда Александровна, воспитатель 2-ой младшей группы МАДОУ Созоновского детского сада «Колокольчик»
Нормативные документы: Приказ Министерства образования от г. 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" Приказ Министерства образования от г "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
ФГОС к условиям реализации ООП ДО Настоящие Требования включают семь групп требований: 1) требования к кадровому обеспечению; 2) требования к материально-техническому обеспечению; 3) требования к учебно-материальному обеспечению; 4) требования к медико-социальному обеспечению; 5) требования к информационно-методическому обеспечению; 6) требования к психолого-педагогическому обеспечению; 7) требования к финансовому обеспечению.
Понятие «предметно-развивающая среда» Под развивающей предметно- пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно- творческую деятельность всех детей группы.
П Соблюдение следующих принципов: принцип полифункциональности среды принцип трансформируемости среды принцип вариативности принцип интеграции образовательных областей принцип информативности принцип комплексирования и гибкого зонирования принцип стабильности и динамичности П.3.1. Требования к предметно- развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают:
Предметно- развивающая среда ДОУ должна способствовать реализации основных направлений развития детей: Физическому развитию Познавательно- речевому развитию Художественно- эстетическому развитию Социально- личностному развитию
Виды деятельности, деятельности, развивающие развивающие дошкольника дошкольника Игровая Продуктивная Познавательно- исследовательская ( детское экспериментирование) Чтение художественной литературы Двигательная активность
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности: - организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников; - использования образовательных технологий деятельностного типа;
Функциональное назначение предметно-развивающей среды Для детей Для взрослых - Удовлетворение потребности в деятельности, познании. - Ориентировка в окружающем. - Накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. - Источник становления субъектного опыта ребенка. - Развитие инициативы, воображения, творчества. - Среда для развития всех специфических детских видов деятельности. - Реализация ребенком права на свободу выбора деятельности. -Реализация содержания образовательной программы. -Предоставление детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. -Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы. -Организация деятельности детей. -Влияние на воспитательный процесс
2. Создание оптимально насыщенной, целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды
3. Материалы подбираются сообразно педагогической ценности
4. Учет полоролевой специфики 5. Систематический анализ состояния предметно-развивающей среды
Разделение пространства группового помещения на 3 части: рабочая зона зона для активной деятельности, рабочая зона зона для спокойной деятельности
Условия, определяющие вариативность предметно-пространственной среды -Образовательные цели и задачи; -Возрастные особенности детей группы; -Конструктивные особенности оборудования; -Интересы и предпочтения детей -Особенности режима работы группы, детского сада; -Динамика накопления и обобщения опыта детей Предметное содержание (игры, пособия, оборудование) Организация предметов и оборудования в пространстве Организация во времени -Половой состав детей группы; -Материальные возможности ДОУ; -Индивидуальные особенности и интересы детей -Видовые особенности Учреждения; - Архитектурно-конструктивные особенности помещений Предметное содержание (игры, материалы, оборудование)
Игрушки и материалы: -для стимулирования двигательной активности; -игрушки, отражающие реальную жизнь, игровые атрибуты и предметы-заместители; -для детского творчества; -для экспериментирования; -дидактические и развивающие игры, строительные наборы; - для социализации (картинки с изображением людей разного возраста, пола, с разным выражением эмоционального состояния, с разными особенностями внешности, прически, обуви, одежды). Модель предметно-развивающей среды для детей 3-4 лет Особенности возраста: - переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром; - проявления детской самостоятельности; - накопление чувственного опыта в совместной со взрослым предметно-познавательной деятельности.
Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе детского сада Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы дошкольного образования Учреждения в соответствии с возрастными особенностями детей. Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно- развивающей среды группового помещения, определив дефицитарные области. Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.
Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе детского сада Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей. Шаг 5. Составить схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон. Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе детского сада Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.