Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи Обследование лексики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием словесных игр Выполнила: Бузыгина Н.И. Научный руководитель:
Advertisements

Психолого-логопедическое обследование. Исследование зрительного восприятия.
Григорьева Е.В. У кошки… котята котёнок У собаки… щенки щенок.
Эффективные методы и приемы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
« ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ »
Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи Учитель-логопед Никонова И.Л.
В МБДОУ детский сад КВ 8 «Рябинка» прошло методическое объединение учителей-логопедов Таштагольского района «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Отчет о проведенной работе в группе 2 раннего возраста Воспитатель: Шефер Валентина Александровна МАДОУ 35.
Логопедическая служба в школе-интернате 52 Обухова Ю.А. Учитель-логопед.
« ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ »
ПЕРВИЧНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ обследование ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ Логопед-дефектолог Арапова Е.А.
Бреус Елена Петровна Учитель-логопед МБДОУ Покажи где птицы, дикие животные, одежда, транспорт. ( обобщающие слова).
Назови детёныша Корова- Тигр- Лошадь- Овца- Медведь- Собака- Лиса- Заяц- телёнок жеребёнок ягнёнок щенок медвежонок лисёнок зайчонок тигрёнок.
воспитатель средней группы Матвиенко Н.Н. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА- ДЕТСКИЙ САД 82 Г.ТОМСКА Дидактические.
Урок развития речи в 1 классе Тема : Домашние животные Цель: Формирование умения составлять простые распространенные предложения о домашних животных.
Формирование навыка правильного употребления предлогов у дошкольников Подготовила учитель – логопед Сятчихина М.Г. г. Пермь 2015.
Мамы и малыши. Корова Теленок Корова и теленок.
Что мы знаем о домашних животных ?. ЦЕЛИ: Уточнить знания детей о домашних животных; Уточнить знания детей о домашних животных; Уточнить внешние признаки.
Воспитатель : Данилова А.Г. 2013г. Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее.
Транксрипт:

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи Обследование лексики

Факторы формирования лексики в онтогенезе: развитие познавательной деятельности; развитие речевой деятельности; развитие представлений ребенка об окружающем мире; общение ребенка со взрослыми.

Основные направления в развитии лексики детей дошкольного возраста 1)количественное обогащение словаря; 2)качественное развитие словаря; 3)развитие структуры значения слова; 4)формирование семантических полей; 5)развитие словообразования.

Задачи обследования лексики у детей с нарушениями речи выявление уровня речевого развития, на котором находиться ребенок; выявление особенностей лексической стороны речи; определение путей и методов коррекционной работы.

Основные проявления нарушения лексики у детей дошкольного возраста Словарный запас ограничен Многочисленные вербальные замены Употребление слов в различных речевых ситуациях без учета контекста

Выявление уровня сформированности лексики включает: 1 блок - исследование пассивного словаря; 2 блок - исследование активного словаря: а) состояние номинативного (предметного) словаря; б) состояние атрибутивного словаря (словаря признаков); в) состояние глагольного (предикативного) словаря.

Система оценки 2 балла - правильное выполнение; 1 балл –ребенок затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит; 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

1 Понимание обобщающих слов с деталями Инструкция для ребенка: для детей 6 лет: Логопед называет, а ребенок показывает на картинках предметы мебели, транспорта, животных, посуды. Оценка: всего предъявляют 6 проб, максимальное количество баллов - 2 б.

Понимание обобщающих слов с деталями

2 Понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы). Инструкция для ребенка: Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У свиньи поросенок», «У слона слоненок», «У медведя медвежонок», «У овечки ягненок», «У козы козленок» и т.д. Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б.

Понимание названий детенышей животных

3 Понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы). Инструкция для ребенка: логопед называет, ребенок показывает на картинках: входит выходит открывает закрывает подходит отходит стоит идет длинный короткий широкий узкий влетает вылетает большой маленький высокий низкий Оценка: 18 картинок, максимальное количество баллов - 2 б.

Понимание слов с противоположным значением

1 Инструкция для ребенка: назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны); животные (кошка, лошадь, белка, медведь, лиса); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец); фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас). Оценка: 6 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов - 2 б.

Обследование номинативного словаря (назвать предметные картинки по теме «Фрукты»)

Обследование номинативного словаря (назвать предметные картинки по теме «Овощи»)

Обследование номинативного словаря (назвать предметные картинки по теме «Одежда»)

Обследование номинативного словаря (назвать предметные картинки по теме «Посуда»)

Обследование номинативного словаря (назвать предметные картинки по теме «Мебель»)

Обследованиее номинативного словаря (назвать предметные картинки по теме «Животные»)

2 Инструкция для ребенка: Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?». Оценка: всего предъявляют 9 слов, максимальное количество баллов - 2 б.

3 Инструкция для ребенка: подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля лес вода след радость поле скорость зима Оценка: всего предъявляют 8 слов, максимальное количество баллов - 2 б.

1. Подбор определений к словам: туча море небо город дорога трава тигр слон зайчик машина Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов – 2 б.

2. Подбор антонимов к словам: холодный ловкий ленивый толстый твердый тупой сухой черный кислый высокий Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению. Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б.

1. Назвать действие по предъявленному предмету Инструкция для ребенка: Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?»... (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют. Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б.

Обследование предикативного словаря (называние действий по предъявленному предмету)

2 Инструкция для ребенка: Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: рыбка (плавает) девочка... мальчик... змея... лошадка... ребенок... корова... самолет... Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия. Оценка: 8 проб, максимальное количество баллов - 2 б.

Обследование предикативного словаря по предметным картинкам

3. Подбор антонимов Подобрать антонимы к следующим словам: входит... закрывает... встает... поднимается... ползет... бежит... улетает... ложится... плачет... кладет ….. Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению. Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б

Использованная литература 1. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб.: «Детство - Пресс», 2003 г. 2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005 г. 3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003 г.