ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ
Адаптация (лат. adapto приспособляю) процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Адаптация к школе это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по- своему.
Готов ли ребенок к новому этапу своей жизни: к обучению в школе?
Возраст поступления в школу В настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев к 1 сентября. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам Сан Пин «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях). ( Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам Сан Пин «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях). Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.
Какой должна быть подготовка к школе? Современные требования совершенно другие, чем несколько лет назад. То, что раньше изучали в 1 классе, сегодня надо уметь еще до школы – читать, считать, писать, отвечать на вопросы (требование образовательных программ).
Подготовка должна быть рассчитана именно на вашего ребенка, учитывать его индивидуальные особенности Желательна консультация специалиста Занятия дома должны быть систематическим и (не более 30 минут) При любых занятиях избегайте перегрузок
Критерии готовности к школе: Физическая готовность Здоровье, моторика рук, движения, возраст Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная, коммуникативная Специальная готовность Чтение, счет, учебные умения
Здоровье будущего первоклассника проблемы с зубами – 90% проблемы с осанкой – 70% лор-заболевания– 20% проблемы зрения – 10%
Психологическая готовность это твердое желание учиться, получать знания;это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения;понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;проявление выраженного интереса к получению новых знаний; это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные); умение общаться со сверстниками и взрослыми; (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, признает авторитет взрослых);умение общаться со сверстниками и взрослыми; (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, признает авторитет взрослых); это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Развитие школьно-значимых психологических функций: развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами); пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа); координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг); развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение минут); развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /словом).
В первом классе ребенок должен знать: Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи. Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета. Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10. Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10. Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно.Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно. Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д. Уметь находить в группе предметов лишний (из группы «Одежда» убрать цветок).Уметь находить в группе предметов лишний (из группы «Одежда» убрать цветок).
ЗАПОМНИТЕ: При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается!!! Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!). Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.
Учиться – значит: строгий режим; выполнение уроков; ответственность за успехи и неудачи; большая нагрузка; учитель не уделяет много внимания одному, как это было в семье; одноклассники все с разными характерами.
Возможные последствия: нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; возврат к привычной деятельность – к игре нарушение дисциплины, не послушание
Схема адаптации к школе
Советы родителям: Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п. Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный. Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь. Не ругайте, а учите! Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится….(ненавидеть) Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным) Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины) Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других) Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным) Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым) Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять) Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя) Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым) Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)