Тьюторское сопровождение в НПО и СПО Преподаватель Нейфельд С.Е
Специфика начального профессионального образования Основное направление работы НПО и СПО - это сопровождение, формирование устойчивого интереса и пространства для самореализации личности (понимание своей субъективности) на основании получения профессии или специализации. Тьютор ориентирует студента в среде колледжа, обращая внимание на имеющиеся ресурсы, постановку целей образования и на возможные стратегии их достижения и помощь в социальной адаптации.
Тьютор является связующим между обучающимися и образовательным пространством колледжа. Тьютор использует как ресурс пространство образовательного учреждения и внешние мероприятия. Особенности контингента: - несовершеннолетние подростки; - подростки с трудностями в обучении, поведении, самоопределении (недостаточно социализированы); - первый профессиональный выбор в несовершеннолетнем возрасте.
Особенности образования НПО и СПО: В связи с законодательством (ФЗ) в образовании, ОУ НПО и СПО должны обеспечить обязательное среднее полное образование; ФГОС НПО разные квалификации (для лучшей адаптации на рынке труда). Например, «штукатур-маляр», «обивщик-сборщик мебели». Итогом образования должно быть получение профессии или специальности (задачи как в ВУЗе)
Возможные модели работы тьютора в НПО и СПО: Тьютор при работе с ученической группой Тьютор по работе со студентами Тьютор по работе с детьми-сиротами
Содержание деятельности: Основной задачей тьютора является создание условий для формирования собственного запроса студента в процессе обучения в колледже. Тьютор взаимодействует с другими участниками образовательного процесса (задача - организация избыточной образовательной среды): С подразделением по учебной работе - составление учебного маршрута студента, включение в исследовательские проекты. С подразделением по воспитательной работой - формирование «надпредметных» компетенций обучающихся во внеурочном пространстве.
С подразделением по психологической работе- выявление/диагностика личностных особенной обучающихся) С подразделением по социальной работе- понимание социального статуса обучающегося (ситуация в семье) С подразделением по производственной работе- организация пространств для включения в профессию, сопровождение производственных проектов. С подразделением дополнительного образования: Профессиональное образования - получение дополнительных компетенций по выбранной специальности, получение дополнительной специальности. Общее дополнительное образование – развитие творческого потенциала
Цели и задачи тьюторского сопровождения Работа тьютора строится по этапам: Подготовительный (школа-колледж) Цель – сопровождение абитуриентов по первичному самоопределению по отношению к специальностям и профессиям колледжа. Оказание профориентационной и профконсультационной помощи. Задачи: Сопровождение абитуриентов при поступлении в колледж. Диагностика, собеседование, помощь в первом профессиональном самоопределении Презентация профессий, организация пространства проб (мастер-классы)
Первый этап (адаптация): Цель - это формирование самоопределения относительно своей будущей профессии. Формирование представления о разнообразии вариантов рабочих мест и видов профессиональной деятельности. Задачи: Организация входной диагностики студента по направлениям: учебное, социальное, личностное, профессиональное.
Создание условий для социального, культурного и образовательного самоопределения обучающихся. Информирует и сопровождает обучающихся о наличие мест для приобретения нового социального, коммуникативного, управленческого опыта. Организует процесс индивидуальной или групповой работы с обучающимися по выявлению их профессиональных интересов. Формирование образа получаемой профессии. Организация условий для формирования у студентов представлений о месте выбранной профессии в мире, понимания значимости осваиваемой профессии/специальности; Содействие в поиске и максимальном использовании дополнительных образовательных ресурсов для удовлетворения образовательных потребностей студентов; Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона (составление портфолио); Организует взаимодействие обучающегося с преподавателями, другими педагогическими работниками, представителями социальных партнеров для успешной адаптации обучающегося в колледже. Организует и содействует согласованному представлению о выбранной профессии и о возможной реализации личности обучающегося и его родителей.
Второй этап: Цель – сопровождение процесса самоопределения обучающегося в рамках освоения профессии. Задачи: Организация пространства проб для выбора видов профессиональной деятельности Осуществляет вместе с обучающимся анализ динамики процесса становления выбора обучающимся пути своей профессионализации (составление обучающимся портфолио); Помогает обучающемуся найти возможность для удовлетворения и развития личного предметного и профессионального интереса; Организует взаимодействие обучающегося с преподавателями, другими педагогическими работниками, представителями социальных партнеров для максимального развития творческого потенциала обучающегося;
Организует возможность для самопрезентации в профессиональных и социальных кругах анализа своих достижений, презентация продуктов самообразования(проектной и исследовательской направленности); сопровождение самостоятельной работы при освоении профессии / специальности; создание пространства выбора при выборе места прохождения учебной, производственной практики; Включение и или инициирование совместно с преподавателями, мастерами ПО производственных и исследовательских проектов, исходя из интересов студента(создание условий для выбора). Содействие в анализе обучающимся своих личностных (антропологических) особенностей исходя из требований профессии. Разные квалификации для адаптации на рынке труда (ФГОС НПО)
Третий этап (выпускной курс): Цель – содействие в формирование представления у обучающегося направления своего профессионального развития. Задачи: содействие в формировании устойчивого интереса к выбранной специальности, понимание особенностей своей личности (ресурсность) в реализации себя как профессионала(специалиста); содействие в формулировании обучающимся цели для дальнейшего профессионального развития (обсуждение планов дальнейшего «само строительства» обучающегося после окончания обучения в колледже); контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы, учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие способностей и освоение профессиональных средств деятельности; организует взаимодействие обучающегося с представителями социальных партнеров, представителей ВУЗов для организации пространства выбора дальнейшего профессионального развития. Содействие в помощи трудоустройству или дальнейшему продолжению обучения.
Общими функциями тьюторского сопровождения образовательной деятельности обучающихся являются: Диагностическая, включающая сбор данных об уровне развития, личностных данных, способностях обучающихся, планах и намерениях обучающегося, его интересах, склонностях, мотивах( входная диагностика); Проектировочная, предусматривающая разработку средств и процедур тьюторского сопровождения самоопределения обучающегося в образовательном процессе, соответствующих его индивидуальным особенностям; направленная на выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающегося трудностей(совместная работа с педагогами, соц.педагогом, педагогом-психологом). Реализационная, включающая оказание помощи по сопровождению профессионального становления обучающихся в образовательном пространстве; Аналитическая, направленная на анализ и коррекцию процесса и результатов развития и профессионального становления обучающегося.
Формы работы тьюторского сопровождения Формы работы – индивидуальное, коллективное сопровождение. Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью технологий: проектной технологии; технологии работы с портфолио; технологии консультирования; тренинговой технологии;
Права тьютора Тьютор имеет право: 1. Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции. 2. Выдвигать предложения по совершенствованию образовательного процесса. 3. Совмещать основную должность с преподавательской деятельностью в рамках лимита учебной нагрузки, установленной нормативно. 4.Присутствовать: -на занятиях учебной группы, - на совещаниях при заместителях директора Колледжа по отделению и по отраслям, - на заседаниях центров развития компетенций, - на любых мероприятиях, проводимых участниками образовательного процесса с обучающимися и родителями (законными представителями).
5. Вносить предложения: - о начале, прекращении или приостановлении конкретных образовательных (исследовательских, производственных проектов); - о поощрении, моральном и материальном стимулировании участников образовательного процесса; 6.Устанавливать: - от имени отделения по согласованию с заместителем директора по отделению деловые контакты с лицами и организациями, имеющими возможность способствовать совершенствованию образовательного процесса.
Литерарура: Архангельская А. Е. Московское региональное отделение МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Департамент образования г. Москвы Кафедра тьютерского сопровождения образовательной деятельности. Тёров А.А.
Спасибо за внимание.