Задание 2
Креативность Под креативностью понимают способность человека отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения; Само слово "креативный" в русском языке заимствовано от английского "create" - создавать. Создавать, в свою очередь, означает не просто "делать, воспроизводить по шаблону" - а создавать новое.
Методики разработки новаторских идей Мозговой штурм; Идея + Идея; Ментальные карты; Метод фокальных объектов; Синектика; Сто вопросов
Мозговой штурм оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Этапы: Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа: – Главное количество идей. Не делайте никаких ограничений. – Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. – Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. – Комбинируйте и улучшайте любые идеи. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Идея + идея Команда должна разбиться на три части. А затем первые две команды начинают генерировать свои идеи по решению конкретного вопроса. Два игрока из двух мини команд выступают каждый со своей идеей по данной проблеме. А игрок третьей команды - комбинирует эти две идеи, создавая на их базе - новую идею, объединяющую в себе первые две. Например: Команда 1: Апельсин Команда 2: Лыжи Команда 3: Каждому, купившему лыжи, упаковку апельсинового сока в подарок.
Ментальные карты Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Правила: 1. Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. 2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям. 3. Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище. 4. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче. 5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова. 6. Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию. 7. Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков :) 8. Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы А3. 9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. 10. Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.
Пример:
Метод фокальных объектов метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. План действий Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию, уточнить цель. Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.). Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания. Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи. Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.
Пример: Совершенствуемый объект Фонарик Случайные объекты ОчкиВаленки Парашют Характерные свойства или признаки случайных объектов Солнечные ТеплыеРаскрывающийся Защитные МягкиеЦветной Модные ДеревенскиеНадежный Новые сочетания Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный. Новые идеи Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
Синектика метод решения изобретательских задач и поиска новых бизнес идей группой специалистов, широко использующих различные типы аналогий. Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитых мыслей, восприятий, и "включить" богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют творческие возможности.
Виды аналогий в синектике 1. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п. 2. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны. 3. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля. 4. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.
100 вопросов Техника 100 вопросов- это применение потока сознания для прояснения скрытых мотивов нашей деятельности, для инсайтов, для точного описания неясной ситуации. Итак, практика техники Возьмите лист бумаги и не отрывая ручку от листа, напишите сто вопросов… Любых вопросов, которые приходят к Вам в голову в момент выполнения этого задания. Вопросы, которые приходят к Вам в голову, не должны фильтроваться критическим умом! Вы не должны делать пауз, как едущий на велосипеде не останавливает вращение педалей надолго! Поэтому пишите абсолютно всё - просто, чтобы велосипед ехал. Когда все глупые вопросы у Вас в голове закончатся, начнёт мигать лампочка подсознания - оно наконец-то подаст первые сигналы Следующий слой будет выдавать наши страхи и обиды, наши повседневные дела и заботы Допишите всё до конца. Цель этой техники - увидеть два-три (а иногда один!) перл. То, что Вы нашли этот перл, будет заметно Вам самим в первую очередь. Вы с благодарностью пересмотрите этот Ваш труд, этот лист бумаги, который позволил Вам найти главное, что день ото дня ускользало от Вашего внимания. Занимайтесь этой техникой время от времени - это упражнение поможет установить Вам хороший бесперебойный контакт с Вашим подсознанием. И тогда оно станет Вашим бесплатным, но лучшим из возможных, советником-экспертом.
Задание: Выберете одну из предложенных техник и, с их помощью, разработайте бизнес-идею. Опишите, почему вы использовали именно эту технику; Опишите получившуюся бизнес-идею и ваше к ней отношение (нравится ли вам итоговая идея, готовы ли вы дальше ее разрабатывать); Если вас не устраивает итоговая идея, переходите к следующему слайду.
Если вы не готовы прорабатывать новаторскую бизнес-идею, то: Проанализируйте имеющиеся у вас хобби. Один из способов поиска бизнес-идеи – коммерционализация хобби. Проанализируйте собственные дефициты и дефициты ваших друзей и родителей, возможно, ваша идея лежит в данной плоскости.
В итоге: В результате вашей работы у вас должна появиться бизнес-идея, которую вы должны описать в текстовом документе формата.doc или.docx и прикрепить на данном курсе