Цветоведение Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения. К. Петров-Водкин.
Все предметы имеют свой собственный цвет
В зависимости от освещения меняются оттенки неба, земли, воды. Цвет предмета изменяется с переменой освещения и становится невидимым в темноте. Свет делает предмет и его цвет видимым.
Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Совокупность всех наук, изучающих цвет с разных точек зрения, называется цветоведением.
Освещение; Цветовая перспектива; Рефлексы; Контрасты На окраску предмета влияют:
На восприятие цвета воздействуют: Прямые солнечные лучи, попадающие на открытые поверхности; Свет от соседних предметов (рефлексы); Природный цвет самого предмета; Наш глаз, способный воспринимать оттенки цвета.
Вывод: восприятие цвета – сложный процесс, обусловленный не только физическими, но и психологическими стимулами, в частности чувством света.
Восприятие пейзажа через цветные стекла.
Практическая работа. Выберите из каждого столбца какое- нибудь слово, подбирая их смысловые значения, и нарисуйте картину, которая возникнет в вашем воображении на основе всех четырех слов. Особое внимание обратите на цветовое решение вашего замысла, постарайтесь, чтобы цвет передавал чувства, соответствовал словам, которые вы выберете в первом столбце.
Чувства ПерсонажиСостояния Место Радостный РебенокДождь Дворец Счастливый СтарикСнег Лес Печальный Молодая девушка СолнцеГоры Дружелюбный БабушкаВетер Пустыня Сердитый СолдатВечер Комната Озабоченный ПутешественникУтро Сад Испуганный МорякПолдень Цирк Таинственный ИндеецНочь Поле Спокойный Призрак Буря Дорога Завистливый Лошадь Шторм Река Героический Собака Сумерки Море Удивленный Кот Туман Ледяные торосы
Символика цвета В религиозной символике: белый –чистота и непорочность, зеленый –надежда на бессмертие, голубой – печаль, красный – кровь святого.
В народных сказаниях и легендах: зеленый – символ надежды; красный – любовь; белый – невинность, свет, чистоту; черный – траур.
На Руси красный цвет связывался с понятием «красивый» Красная площадь; Красное крыльцо, Красный угол; Весна - красна; Красна девица
Символика цвета в описаниях: Красоты: Белая, как снег, кожа; Черные, как воронье крыло, волосы; Состояния: Белый, как полотно; Черный как смоль; Черный как ночь; Черный как сажа.
Символика цвета в поговорках и крылатых словах: Тоска зеленая; Скука серая; Радость светлая; Дела черные.
Практическая работа Вспомните другие крылатые выражения, в которых используется символика цветов.
Природа цвета Воздушные шары в темноте и освещенные солнцем.
Зрительные ощущения цвета разделяют на две категории: Ахроматические (нейтральные) белый; серый; черный Не имеют цвета, отличаются друг от друга по светлоте Хроматические (цветные) все цвета кроме ахроматических белый, серый и черный, имеющие хотя бы незначительный оттенок цвета.
Спектральные цвета Исаак Ньютон (английский ученый) пропустил солнечный луч через трехгранную призму.
Призма разделила составляющие луч волны на группы: коротких, средних и длинных Короткие волны дают ощущение красных и желтых цветов, а более длинные – синих и фиолетовых Волновая природа света- это основа восприятия света через органы зрения
Спектр солнечного света Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый
Цветовой круг Цветовой круг систематизирует чистые спектральные цвета. Если из замкнуть в кольцо, то получим цветовой круг
Цветовой круг делится: Теплые цвета: красный; желтый оранжевый все цвета в которых имеется частичка этих цветов Холодные цвета: синий; Голубой; Зеленый; Сине-фиолетовый; Сине-зеленый Цвета которые можно получить от смешения с этими цветами
Цветок в теплой гамме на зеленом фоне. Цветок в холодной гамме на фиолетовом фоне.
Изменение цветовой гаммы от освещения Теплые и холодные цвета в одинаковых условиях отличаются противоположными опэтическими качествами. При дневном свете теплые тона воспринимаются как выступающие, холодные – как отступающие.
Желтый цвет – расширяет окрашенную поверхность, приближает ее к зрителю; Красный цвет при дневном свете выступает вперед, а в сумерках создает впечатление удаляющегося; При электрическом освещении: - красный, оранжевый, желтый – светлеют; - синие, голубые и фиолетовые – темнеют; - Красный выглядит насыщеннее; - Светло-желтые трудно отличаются от белых - Голубые мало отличаются от голубовато- зеленых - Темно-синие цвета мало отличаются от черных
Пространственные свойства цвета Выступающие и отступающие цвета, ассоциируются с пространственной глубиной. Отступающий Выступающий
Мадонна с младенцем. Лукас Кранах старший
Скалы на побережье. Поль Гоген.
Практическая работа Зависимость впечатления глубины от цвета Вырежьте попарно прямоугольники одинакового размера и располагая их один на одном от большего к меньшему определите выступающие и отступающие свойства цвета.
Основные, составные и дополнительные цвета. Цвета, которые невозможно получить при помощи смешивания каких- либо красок, называют основными (красный, желтый, синий)
Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или производными цветами.
Если провести в цветовом круге диаметр можно определить пары цветов, которые называются дополнительными
Практическая работа. Выполните наглядное пособие «дополнительные цвета»
Основные свойства цвета: Цветовой тон, Насыщенность; Светлота (степень яркости)
Основные характеристики цвета: светлотный контраст цветовой контраст Цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т.д.) и зависит от его места в спектре
Насыщенность цвета – Представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.
Светлота - Качество присущее как хромаэтическим, так и ахромаэтическим цветам Для увеличения светлоты добавляют в хроматический цвет белила Для уменьшения светлоты примешивают более темные ахроматические цвета
Пастельные цвета- светлые цвета, полученные путем добавления белого цвета к хрома- этическим цветам (уменьшается насыщенность, увеличивается светлота)
Таким образом: - Ахроматические цвета (серые, черные и белые) характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее. - Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахромаэтическим светом.
Контрасты - светлотные (ахроматические) и - цветовые (хроматические) В каждом из названных видов выделяют в свою очередь: - одновременный, - последовательный и - пограничный или краевой, контрасты.
Одновременный ахроматический контраст. Суть одновременного ахроматического контраста заключается в том, что светлое пятно на темном фоне кажется еще светлее, а темное на светлом – темнее, чем на самом деле. Кроме того, светлое на темном фоне кажется больше, чем оно в натуре, и наоборот, темное пятно как бы уменьшается в своих размерах.
Одновременный цветовой контраст возникает при взаимодействии (сопоставлении) двух хроматических цветов или хроматического и ахроматического.
Серое пятно на фоне цветного приобретает оттенок дополнительного цвета к цвету фона.
Практическая работа. Выполните примеры светлотного и цветового контрастов.
Последовательный контраст Возникает при длительном восприятии какого-либо цвета или пятна.
Практическая работа Попробуйте рассматривать черное пятно. Переведите взгляд на белую поверхность. Что получилось?
Пограничные (краевые) цветовой и светлотный контрасты возникают на границах касания расположенных непосредственно друг около друга контрастирующих цветов.
При хроматическом контрасте границы соседних цветов изменяются: желтое пятно на границе с красным будет немного зеленое, но чем дальше оно отступает от красного, тем слабее эффект пограничного контраста
Пограничный контраст создает эффект рельефности, так как та часть светлого участка, которая находится ближе к темному, будет светлее, чем дальняя.
Практическая работа. Влияние цвета на восприятие размера и веса объекта Вырежьте три предмета одинакового размера
Смешение цветов. три основных способа - оптическое; - пространственное; - механическое.
Оптическое смешение цветов - основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета. Основные цвета в оптическом смешении – красный, зеленый и синий
Практическая работа. Для достижения наилучшего результата нужна большая скорость движения.
Сделайте небольшую вертушку или волчок из бумаги (круг из бумаги или картона укрепите на оси), меняя по-разному окрашенные круги, проведите ряд экспериментов по оптическому смешению цветов: Красный + зеленый = серый Красный + синий = серый Красный + зеленый + синий = серый Красный + оранжевый + желтый + зеленый + голубой + синий + фиолетовый = белый.
Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков.
Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует четко различать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, краска – химическую. Основные цвета при механическом смешении цветов красный, синий, желтый.
Смешение красок
Смешение цветов наложением
Колорит. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом.
Колористическое единство всех элементов орнаментов достигается с помощью цветовых контрастов и ньюансов. Зонтики. Пример использования цветовых нюансов
Воздушные шары. Пример использования цветовых контрастов.
Цвет в декоративно прикладном искусстве. Использование цвета в декоративно- прикладном искусстве выявляет художественно – образное содержание бытовых предметов (мебели, посуды, одежды, ковров, вышивок, игрушек и др.), имеет целью повысить их эстетические качества.
Цвет- Одно из наиболее выразительных средств, применяемых в художественной промышленности и народных художественных промыслах
Благодарю з а в нимание