Исследовательская работа «Какой он, средний школьник?» Выполнила ученица 7 класса МКОУ «Зеленорощинская СОШ» Мокринских Ксения Владимировна Руководитель учитель математики МКОУ Зеленорощинская СОШ» Тишкова Татьяна Ивановна
1. Выявить параметры среднестатистического школьника на основе анализа данных роста, веса школьников МКОУ «Зеленорощинская СОШ». 2. Проверить гипотезу: «Показатели роста и веса среднестатистического школьника являются преобладающим показателем данных параметров у большинства школьников в школе (не менее 50%)». Цель исследования
1. Изучить литературу. 2. Составить глоссарий по теме исследования на основе изученной литературы. 3. Познакомиться с простейшими статистическими характеристиками, такими как, среднее арифметическое, размах, мода и медиана. 4. Научиться находить эти характеристики для ряда числовых данных, понимать их практический смысл. 5. Познакомиться с начальными представлениями о сборе и группировке статистических данных. 6. Рассмотреть различные способы наглядного изображения результатов статистических исследований. 7. Собрать информацию о параметрах исследуемых объектов, рассчитать значения статистических параметров. 8. Выполнение исследовательской части работы на основе изученного теоретического материала. 9. Выводы об облике среднестатистического школьника. Задачи исследования:
Статистические операции в России до 18 века носили бессистемный характер. В 1245 году – первая перепись населения в России. При Петре I введен текущий учет населения. После 1917 г. начала действовать единая централизованная система государственной статистики в России В 20 веке статистику рассматривают как самостоятельную научную дисциплину. Немного истории
Результаты данного исследования могут быть полезны для организаций, занимающихся изготовлением одежды для школьников, школьной мебели и т.п. Ориентируясь на средние параметры роста и веса школьников производители, могут прогнозировать количество изделий, которые будут пользоваться наибольшим спросом у покупателей. Актуальность исследования
При подготовке к началу исследования была изучена литература о статистических характеристиках из школьной программы по математике, а также дополнительная литература и Интернет-ресурсы. Особенно полезным и интересным изданием оказался источник информации автора Граничиной О.А. Математико-статистические методы психолого- педагогических исследований. СПб.: Издательство ВВМ, Обзор литературы
В исследовательской работе использованы данные документального учета результатов медосмотра учащихся за 2013 год, данные экспедиционного опроса учащихся 9-11 классов, а также непосредственный учет личных параметров экспериментатора. Обработке подвергались значения роста и веса школьников 2-11 классов. В исследовании обработаны данные 92 участников. Материалы и методы исследования
Среднее арифметическое
Параметр Класс Количество участников Размах (вес) ,51213 Размах (рост) ,512,5 Размах
Мода
Медиана
Анализ статистических характеристик позволяет сделать следующие выводы об облике среднестатистического школьника: Средний ученик начальной школы имеет рост 134,5 см, вес 28,6 кг. Средний ученик основной школы имеет рост 152,5 см, вес 41,1 кг. Средний ученик средней школы имеет рост 162,9 см, вес 54,3 кг. Среднестатистический школьник имеет рост 140,9 см, вес 40 кг. Результаты
Вес школьников
Рост школьников
1. При проведении статистического исследования мною была изучена система показателей, которая отражает взаимосвязи, объективно существующие между ними. 2. Применяла следующие методы исследования: - наблюдение, то есть сбор первичного материала; - сводка результатов наблюдения; - графическое изображение данных; - исчисление обобщающих показателей; - анализ полученных данных. 3. На основе изученной литературы составила глоссарий по теме исследования, в котором даны определения простейшим характеристикам: среднее арифметическое, размах, мода и медиана, а также специальных терминов, используемых при проведении исследования. 4. Являясь исследователем, я собрала и сгруппировала данные, научилась не только находить статистические характеристики для ряда числовых данных, но и понимать их практический смысл. Выводы
5. Способ наглядного изображения результатов исследований с помощью диаграмм помог мне отобразить реальную действительность в простом и ясном наглядном виде, сделать предмет исследования более понятным. Таким образом, диаграммы дали новое знание о предмете исследования, которое в исходном, цифровом материале не проявляется. Мне удалось получить компактное, простое изображение, привлекающее внимание, обеспечивая при этом легкость его прочтения и усвоения. 6. Собрать информацию о параметрах исследуемых объектов и рассчитать среднее арифметическое каждого параметра, моду, размах и медиану не составило большого труда, т.к. на уроках алгебры я ранее уже научилась их рассчитывать. 7. Самой трудоемкой и интересной стала непосредственно исследовательская часть работы на основе изученного теоретического материала и собранных данных. Перевод цифровых статистических характеристик в смысловые заключения и обнаружение взаимосвязи с практическим применением полученных результатов составляет интерес и ценность для меня, как для исследователя. Выводы
Соответствуют параметрам
Что свидетельствует о том, что на основе суждений о среднем росте и весе учащегося школы нельзя сделать вывод о преобладании данного показателя у большинства школьников, т.к. показатель получился ниже 50%. Гипотеза о том, что по средним показателям роста и веса школьников можно судить о большинстве школьников, не подтвердилась. Но я считаю, что такой результат моей исследовательской работы также полезный результат для реальной жизни. Результат исследования
Спасибо за внимание!