Модель ученического самоуправления МКОУ СОШ с.п.п. Звёздный, Чегемского муниципального района, КБР
В статьях 50, 52 и 55 Закона РФ «Об образовании» закреплено право обучающихся, их родителей и педагогических работников на участие в управлении образовательным учреждением. Совершенно очевидно, что эти требования закона невозможно выполнить без органов школьного самоуправления.
МКОУ СОШ с.п.п. Звёздный Чегемского муниципального района КБР
Самоуправление Самоуправление в ученическом коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно с взрослыми членами коллектива по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в школе, классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития учащихся и решение других ценных задач.
Основная цель ученического самоуправления – подготовка выпускников к участию в общественном самоуправлении, воспитании организаторов, формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.
Модель ученического самоуправления Позиционный блок Организационный блок Управленческий блок Нормативно-правовой блок Технологический блок Содержательный блок
Позиционный блок Наше самоуправление базируется на следующих принципиальных позициях. Равноправие – все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся. Законность – неукоснительное соблюдения правовых и нормативных актов. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребности уч-ся. Гуманность – действие органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность уч-ся. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.
Классное ученическое собрание Совет класса Учебный сектор Сектор культуры Сектор печати Спортивный сектор Трудовой сектор Сектор правопорядка Сектор санитарии и гигиены Структура самоуправления в нашей школе двухуровневая: 1 уровень Ученическое самоуправление в классах Организационный блок Структура самоуправления в нашей школе двухуровневая: 1 уровень Ученическое самоуправление в классах
2 уровень Школьное ученическое самоуправление Большой совет (Конференция) Классные коллективы Президент Совет министров Министерство науки и образования Министерство культуры и досуга Министерство печати и, рекламы и информаций Министерство социального развития Министерство труда и безопасности Министерство спорта и здравоохранения Министерство ВД
Содержательный блок Основные функции органов ученического самоуправления. Большой совет (Конференция) *является высшим органом самоуправления; *рассматривает и утверждает перспективный план деятельности *органов самоуправления; *решает вопросы, связанные с участием учащихся в управление школой; *формирует органы самоуправления в школе; *вырабатывает и формирует предложения учащихся по совершенствованию работы; *рассматривает и утверждает положения, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе; *заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов самоуправления; *представляет интересы учащихся и коллектива школы, обеспечивает защиту прав учащихся в соответствии с Уставом.
Президент -представляет школу перед общественными организациями села, района; -председательствует на заседаниях Большого Совета (Конференции); -проводит общешкольные линейки; -назначает министров и осуществляет контроль за их работой.
Совет Министров -координирует деятельность всех органов и объединений учащихся планирует и организует внешкольную и внеклассную работу; -организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе; -устанавливает шефство старшеклассников над малышами; -готовит и проводит собрания и конференции учеников; -организует выпуск стенной и школьной газет; -обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий; -ежедневно заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов; -решает вопросы поощрения и наказания, принимают решения об ответственности учащихся в соответствие со своими полномочиями; -принимает решения об использовании учащимися заработанных ими денег; -организует соревнования между классами и рабочими органами самоуправления, подводят итоги; -утверждает состав делегации учащихся школы на районные мероприятия.
Рабочие органы самоуправления Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно-полезной и досуговой деятельности. Министерство науки и образования отвечает за: *сбор информации об учебном процессе; *отчет об успеваемости на линейке; *организация и проведение дополнительных занятий по предметам с неуспевающими учениками; *проведение интеллектуального марафона. Министерство культуры и досуга отвечает за подготовку и проведение: -вечеров отдыха, праздников, фестивалей; -выставок, конкурсов, интеллектуальных игр; -театральных постановок.
Министерство труда и безопасности отвечает за: *уборку помещения в конце четверти; *распределение классов для дежурства по школе; *проведение субботников; *оказание помощи младшим, заботу о ветеранах; *помощь в организации летней трудовой практики *организацию профилактической работы по ТБ и ОБЖ Министерство здравоохранения и спорта отвечает за: -подготовку и проведение спортивных соревнований; -участие в районных спортивных соревнованиях; -пропаганда здорового образа жизни; -вовлечение учащихся в спортивную секцию; -сбор информации о спортивных достижениях уч-ся школы; -проведение подвижных перемен. Министерство социального развития отвечает за: *проверку учебников; *санитарное состояние классных кабинетов; *выпуск «Уголка здоровья»; *пропаганду среди учащихся здорового образа жизни; *уход за растениями.
Министерство печати, рекламы и информаций отвечает за: -формирование имиджа школы; -выпуск школьной газеты; -обмен информацией с другими организациями; -сбор банка данных о талантливых учащихся. Министерство внутренних дел отвечает за: *дежурство по школе. *охрану порядка на школьных вечерах, *ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения, *осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.
Классное ученическое собрание Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. На собраниях обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное в работе классных собраний - это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками. Классный ученический совет. Каждый класс- город. Руководит городом - мэр (староста). Он является председателем совета. Основные функции совета: *анализ и контроль, *организация и проведение КТД, *регулирование, *оценка и самооценка.
Нормативно- правовой блок. Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в нашей школе: 1. Устав школы. 2. Правила для учащихся. 3. Положение об органе ученического самоуправления. В основу этих документов положено нравственные ценности, определенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений.
Управленческий блок Для развития ученического самоуправления необходимо управление этим процессом. Основные функции управления: -анализ; -планирование; -организация; -коррекция; -регулирование; -контроль.
Анализ – осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне – проводится анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот. Результат планирования – это ответ на вопрос «Что делать?» (в классе, в школе). Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу. Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документаций и работ учащихся. Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы. Это происходит через самих учащихся, а педагоги – консультанты оказывают поддержку начинаниям школьников.
Технологический блок. Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают ряд знаний, умений и навыков. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера. В нашей школе существуют педагоги-консультанты (зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог), ученического самоуправления. В школе разработаны «Правила для учащихся». Органы самоуправления стараются добиться их выполнения. Это организует и дисциплинирует учащихся. Развитие самоуправления предполагает широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое не только поддерживает жизнеспособность коллектива, но и решает ряд насущных задач воспитания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное отношение к общественной собственности рождаются в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Ребята планируют субботники, следят за сохранностью мебели и инвентаря, наблюдают, как в классах проходит дежурство.
Работа органов самоуправления
Так мы отдыхаем!
Мы помним, мы гордимся!.
Подари мне звезду, и я стану звездой!
Пусть ваша жизнь будет такой же красивой и сладкой!.
Мне - самый большой кусок, нет- мне !
Последний год в школе!
Скоро праздник!
Живая память.
В гостях у одноклассницы с ОВЗ
День самоуправления
Выборы Президента ОУСУ
Россия, мы дети твои!
Акция «Зажгите свечи!»
День самоуправления
Учитель, перед именем твоим…!
Крым, мы снова вместе!
Раз, два, три!
Посвящение в кадеты
Пусть всегда будет МИР!