Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис, от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение. П. Щедровицкий ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ г.
четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. Спланировать учебный материал
Формальная часть выглядит так: Урок __________ Тема:____________ Цель:____________ Задачи:обучающие:_____________ развивающие:__________________ воспитывающие:_______________ Оборудование:________________ ______________________________ Последовательность отдельных этапов урока.
Содержательная часть - состоит из двух частей: 1. тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания. 2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока
Дидактические требования к уроку Четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков; Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах; Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; Реализация на уроке всех дидактических принципов; Создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования Психологическая цель урока: 1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; 2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; 3. Предусмотрение отдельных средств психолого- педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения: соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает); учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.). 2. Особенности самоорганизации учителя: подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению; рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, со настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.); педагогический такт (случаи проявления); психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.). Стиль урока:
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся: планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления; использование установок в форме убеждения, внушения; планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся; использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению); 2.2 я 2. деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов); опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся; планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся); руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать; использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы); 3. Закрепление результатов работы: формирование навыков путем упражнений; обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития; 2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; 2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников; 3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
1. температурный режим; 2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); 3. освещение; 4. предупреждение утомления и переутомления; 5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); 6. своевременное и качественное проведение физкультминуток; 7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося; 8. соответствие классной мебели росту школьника.
1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; 2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными; 3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; 4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; 5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; 6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы.
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
1)Правильная постановка цели урока 1. Обучающая цель, формирование у учащихся новых понятий и способов действия, системы научных знаний и т.д.: Обеспечить усвоение учащимися закона, свойства, особенностей; Обобщить и конкретизировать знания о...; Отработать навыки...; Устранить проблемы в знаниях; Добиться усвоения учащимися каких-то понятий, вопросов. 2. Воспитательные цели заключается в формировании у учащихся определенных черт личности и черт характера, прежде всего нравственные качества человека: готовность к труду, защите Отечества и т.д. Воспитание патриотизма; Воспитание интернационализма; Воспитание гуманизма; Воспитание добросовестного отношения к труду; Воспитание мотивов учения положительного отношения к знаниям; Воспитание дисциплинированности; Воспитание эстетических качеств.
З.Развивающие цели развитие на уроке психологические качества уч-ся интеллекта, мышления, познавательных, общетрудовых и политехнических умений, воли и самостоятельности: а)Развитие мышления: Аналитического мышления (формировать умения, существенные признаки и свойства); Синтезирующие мышление (умение устанавливать единые и общие признаки, свойства целого, составлять план изученного материала); Аналитикосинтезирующие мышление (умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы); Абстрактное мышление (умение выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки; Развитие умения применять знания на практике; б)Развитие познавательных умений: Формирование умения выделять главное; Составлять план, тезисы; Вести конспект; Наблюдать, делать опыты; Умение проводить частично-поисковую познавательную деятельность; Постановка проблемы, выдвижение гипотезы ее решения. в)Развитие общетрудовых и политехнических умений: Коммуникативно-технических умений; Нешаблонно, творчески подходить к решению разнообразных задач; Операционно-контрольных умений пользоваться приборами и инструментами; Умение планировать, оценивать результаты выполненных действий; Регулировать и контролировать свои действия. г)Развитие умения учебного труда: Работать в должном темпе (читать, писать, считать, конспектировать) Развитие приемов наблюдения (цель наблюдения и его последовательность, составление наблюдения объекта) д)Развитие воли и самостоятельности: Развитие инициативы уверенности в своих силах; Развитие настойчивости; Умение преодолевать трудности при достижении поставленной цели; Развитие умения владеть собой, выдержка, самообладания; Развитие умения действовать самостоятельно.
Урок изучения нового материала (вводные, вступительные, наблюдение и сбор материала или информации); Уроки совершенствования ЗУН (формирование умений и навыков целевого использования усвоенного материала); Уроки обобщения и систематизации ЗУН; Комбинированные уроки; Контрольные уроки учета и оценки знаний и умений.
Лекция; Урок экскурсия; Беседа; Урок семинар; Киноурок; Урок практических работ; Урок теоретических или практических Дидактическая игра; самостоятельных работ; Анализ ситуаций; Урок самостоятельных работ -репродуктивного типа - устных или письменных упражнений; Письменный опрос; Устный опрос; Контрольная работа; Урок лабораторных работ; Зачёт.
монологический метод - учитель сообщает готовые выводы, факты, правила, дает образец, дает задание, учащиеся наблюдают ситуацию, запоминают, делают по образцу; диалогический метод - в форме беседы; проблемные ситуации, гипотеза, и доказательство её сущности новых понятий дается учителем; эвристический метод - в форме эвристической беседы. Постановка проблемы и деление ее на подпроблемы и организация поисковой деятельности; исследовательский метод - преподаватель организует самостоятельную работу учащихся давая им проблемные познавательные знания имеющие практический характер - самый высокий уровень; алгоритмический метод - инструктирование учащихся. Лабораторные работы, кружки; программированный метод - подготовка учебного материала путем пошаговой разбивки его в форме тестирования.
Актуализация прежних знаний учащихся - сделать знания актуальными нужными в данный момент, освежить прежние знания и способ действия в памяти. Актуализация -означает и психологическую подготовку возбуждение интереса к теме, оценку степени готовности к восприятию нового материала. Актуализация более широкое понятие, чем опрос, в нее входит и контроль учителя за состоянием ЗУН. Видами деятельности могут быть: решение задач, выполнение упражнений, самостоятельная работа, взаимопроверка и т.д. Формирование новых понятий и способов действия - включает деятельность преподавателя по объяснению нового материала или организация деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий. Способы: лекция, беседа, рассказ, демонстрационные опыты, работа с книгой. Формирование умения и навыков - отработка навыков применения знаний путем многократного повторения тех или иных действий. Способы: выполнение упражнений, задач, анализ и т.д. Подведение итогов урока - задание домашней работы.