Остров Преображения 300-летию Преображенской церкви на острове Кижи Архипова Наталья Анатольевна, зам. начальника отдела «Детский музейный центр»
Цель занятия: творческое развитие детей на основе использования образовательного потенциала музея - заповедника « Кижи »
Задачи: дать представление о музее - заповеднике « Кижи » и о его коллекциях познакомить детей с всемирно известными памятниками деревянного зодчества музея - заповедника « Кижи », с уникальным Кижским архитектурным ансамблем, объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, с главным памятником – Преображенской церковью
Опорные понятия: Памятники деревянного зодчества архитектурный ансамбль сруб венец восьмерик прируб главка лемех
Интерактивные материалы: Карта острова, выполненная в технике текстиля ( размеры 2 х 0,5 м ) Образцы спилов сосны, осины, березы, береста, мох, пакля Лемех, кованые гвозди Творческие задания Методический репертуар занятия : Интерактивная методика формы : беседа, игры : ролевые, дидактические творческие задания, викторины
Кижский архитектурный ансамбль – основа музея Задача педагога : дать понятие об ансамбле деревянного зодчества, о памятниках деревянного зодчества, входящих в КАА Задания : работа с картой : « установить » памятники, входящие в ансамбль, на карте острова Кижи, игра « Ансамбль » (« Живая картина »), тест
Чудо-остров Кижи Задача педагога – эмоционально настроить детей на восприятие памятников деревянного зодчества о. Кижи, дать представление об острове, о музее - заповеднике « Кижи » и его коллекциях. Работа с картой острова Показ видеоролика «300 лет Преображенской церкви на о. Кижи » Вариант : стихотворения об острове, колокольный звон и т. д.
«Светломилостливый Спас Ерусалим» Задача педагога – познакомить детей с уникальным памятником деревянного зодчества – Преображенской церковью ( материалы для строительства, инструменты плотника, особенности конструкции, страницы « жизни » памятника, легенды, реставрация ) Задания : рассмотреть спилы деревьев и определить название дерева и его функцию при строительстве ; « черный ящик »: на ощупь определить, какие еще материалы использовали для строительства храмов ( береста, мох, пакля ); Загадки о плотницких инструментах. Рассмотреть лемех и кованые гвозди
Особенности конструкции Преображенского храма Задача педагога : познакомить детей с плотницким ремеслом, раскрыть понятие « безгвоздевая конструкция », раскрыть основные особенности конструкции Преображенской церкви : тип конструкции « круглая о двадцатистенном окладе ». Особенности храма : пирамидальность, всефасадность ( почему ?), центричность, многоглавые. Легенды о Преображенской церкви Система водозащиты Понятие о реставрации Задание : творческое задание « Подкова » ( артель мастера Нестора ), « Собери амбар » Показ фрагмента фильма « Кижи в узоре времен »
Обобщение темы Работа с творческими заданиями « Путешествие в прошлое » ( работа в группах ) Дополни текст : По легенде, меня построил ….. без …….. У меня …. главки, покрытые …. ….. Я построена в честь праздника ……. …….., который отмечается …. августа. Мне уже почти … лет. Я красива со всех сторон, у меня нет главного ….. Говорят, что мастер ….., любуясь мною, сказал : « Не было, …. и ……. такой !» Вместе с Покровской церковью и ………….. мы образуем единый … Задания : назови « формулу Витрувия », построить живую картину « Преображенская церковь »
Приглашаем к сотрудничеству! Музей - заповедник « Кижи » Детский музейный центр г. Петрозаводск, ул. Федосовой, 15 Куратор Летней музейно - этнографической школы на о. Кижи – Архипова Наталья Анатольевна, тел.: (8142)
До встречи на острове Кижи!