Парацентрическая технология обучения основам тригонометрии
Главная цель образования: Формирование готовности к самообразованию, саморазвитию
«Парацентрическая технология» - обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций, с последующим выходом на контроль и эталонное собеседование с педагогом.
Парацентрическая технология предполагает различные виды диалогового общения: Пара Центр ученик – ученик ученик – учитель ученик – ПК ученик – СО Учитель
Учитель должен подготовить следующий материал для проведения уроков по ПЦТО: 1. Тематическое планирование (нетрадиционное) 2. Средства обучения (СО) 3. Методические инструкции для учащихся к работе со средствами обучения (СО) 4. Алгоритм работы по ПЦТО для учащихся.
Учитель должен подготовить следующий материал для проведения уроков по ПЦТО: 5. Информационный лист для учеников 6. Образец маршрутного движения ученика 7. Лист контроля за деятельностью учащихся (эталонный контроль) 8. Лист учета деятельности учащихся
Тематическое планирование Тема: Основы тригонометрии. Первоначальные понятия. (6часов) ИВУ ОВУ ПЦТОИВУПЦТОИВУПЦТОКП ИВУ - информационный ввод учителя ОВУ - организационный ввод учителя ПЦТО - парацентрическая технология обучения П - практическая работа КП - письменный контроль КУ - устный контроль
Средства обучения: специально разработанные учебные тексты с заданиями учебные пособия задачники учебники таблицы видеоматериалы электронные пособия дидактические карточки
Методические инструкции – дидактические карточки, в которых содержится перечисление заданий для ученика при работе с различными СО К каждому средству обучения прилагается методическая инструкция (МИ), которая направляет работу учащихся по изучению данного средства обучения, помогает избежать типичных ошибок и приводит к конечному результату изучения выбранного СО.
Информационный лист для учащихся по теме «Основы тригонометрии» п/п Название средства обученияШифрФорма работы 1.Учебный текст по теме «Радианное и градусное измерение углов» СО1По выбору (-) 2.Тестовое задание открытого типа по теме «Радианное и градусное измерение углов» СО2Обязательная (+) 3.Учебник, п 22 «Поворот точки вокруг начала координат» СО3Обязательная (+) 4.…………
Алгоритм работы по ПЦТО 1. Изучи информационный лист учащегося. 2. Выбери 5-6 СО, с которыми будешь работать. 3. Составь маршрутный лист движения с этими СО. 4. Найди место положения в классе выбранных СО. 5. Займи место, где находится СО, выбранное тобой для работы первым. 6. Познакомься с МИ для данного СО. 7. Начинай выполнять работу, делая соответствующие записи в тетради.
Алгоритм работы по ПЦТО 8. После выполнения заданий по данной МИ повтори пройденный материал и переходи к новому СО 9. Если ты решил после работы с каждым СО выходить на собеседование с учителем, то выходи на коррекционный контроль. 10. После контроля в листе учета + замени на и начинай работать с новым СО 11. Проработав 5-6 СО, выходи на ИПК после собеседования с учителем. 12. В ходе работы можешь сделать разгрузку за валеологическим местом ученика (ВМУ) +
Маршрутный лист движения ученика СО1СО2СО3СО5СО4СО СО1СО4СО2СО3СО5СО6 Первый ученик Второй ученик
Лист учета деятельности ученика (заполняется учеником) Ф.И. СО1СО2СО3СО4СО5У1У2УПК Конт- роль Итог 1.Иванов Олег Маринина Анна Ушаков Петр
Эталон контроля - результат, который должны получить учащиеся после работы над данной темой. 1. Первая часть эталона контроля – ориентация учащихся на те понятия, правила, теоремы которые они должны усвоить. 2. Вторая часть эталона контроля – использование новых понятий в практическом применении. 3.Третья часть эталона контроля – вопросы и задания, которые будут проверяться в конце изучения данной темы.
Организация ученического места СО4 МИ4 СО1 МИ1 СО2 МИ2 СОЗ МИ3 СО5 МИ5 СО6 МИ6 ВМУ У ИПК ЭЭ ВМУ – валеологическое ученическое место ИПК – индивидуальный письменный контроль Э – место для экспериментальной работы, размещение электронной аппаратуры
Преимущества работы по ПЦТО 1. Практическая реализация принципа индивидуального обучения 2. Здоровьесберегающий принцип обучения 3. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся 4. Формирование коллективной взаимопомощи 5. Развитие интеллектуальных способностей учащихся 6. Формирование коммуникативной компетенции учащихся 7. Изменение роли учителя ( учитель- организатор, координатор, консультант, помощник)
Сравнительный анализ письменного контроля учащихся
Общеучебные умения 1. Учебно-организационные (намечать задачи, рационально панировать свои действия); 2. Учебно-информационные (библиографический поиск, работа с книгами, справочниками и другими средствами обучения); 3. Учебно-коммуникативные (владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в паре, группе, знакомство с различными социальными ролями …)
Результаты анкетирования п/пФамилия, имя Умения УоУкУиУиИтого 1. Баранова Дарья 10/145/69/1024/30 2.Богданова Валерия 3/73/73/43/44/74/710/18 ……. Ито го 5,4/10,44,1/4,66,7/7,416,2/22,4
Диагностика достижений класса по показателям учебных умений
Мои рекомендации начинающим работать по ПЦТО 1. Начинайте с простой для самостоятельного изучения темы 2. Старайтесь использовать больше наглядности в средствах обучения 3. Берите тему, рассчитанную на 4-6 часов 4. Сделайте СО и МИ к ним доступными для учащихся, пропустивших уроки. 5. Освободите от домашних заданий учащихся, которые изучили большее количество СО на уроке. 6. Подготовьте все материалы для изучения в отдельной папке для каждой пары учащихся.
Потребность в формировании человека третьего тысячелетия – серьезный вызов всей системе образования. Насколько ясно мы сможем определить цели, содержание и методы обучения, настолько продуктивно образование выполнит свой исторический заказ.