«Твердь небесная» Работу выполнила: учащаяся 2 «б» класса Андриянова Валерия Учитель: Лазарева Н.А.
Из земли на опушке, Торчит лысая макушка. Вырос на макушке мох, А вокруг чертополох? (Камень)
Все дети любят гулять. Здорово идти по улице, прыгать, бегать. И что нам чаще всего встречается под ногами? Самые различные камушки. Еще маленькая, я собирала камушки в кармашек и приносила домой. Потом я поняла, что камни бывают разных размеров, цветов. Мне стало интересно. Так я начала собирать свою коллекцию камней. В словаре Ожегова я нашла значение слова камень - твердая горная порода кусками или сплошной массой. Мне стало интересно узнать больше о камнях и я начала работу над проектом.
Цель проекта: Узнать больше о различных видах камней, их свойствах и предназначении.
Задачи проектной деятельности: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Провести эксперимент. 3. Выступить перед учащимися на уроках окружающего мира и «Я исследователь», а также на кружке «Проектная деятельность».
Обозначение проблемы: Откуда взялись камни? Зачем нужны? Камни твердые. А на сколько они тверды? Я задумалась над этим вопросом и решила провести свои собственные исследования.
Существует красивая персидская легенда о драгоценных камнях, в которой говорится: «В начале творения Бог - Творец всего сущего, создал прекрасный, чистый, гармоничный мир, для первых людей. Для его сохранения он поставил божественную защиту - Твердь небесную. Но коварный Дух разрушения и обмана проник в этот совершенный мир, осквернил его и разрушил Твердь небесную. Ее осколки упали на землю, превратившись в драгоценные камни, но не потеряли присущей им божественной энергии защиты и помощи. И с тех пор они служат напоминанием о совершенном мире и проводником к нему.
Ученые выдвигали много гипотез о формировании земной поверхности. Но наиболее признанной из всех гипотез в настоящее время является гипотеза, объясняющая развитие оледенений движениями земной коры и вызываемыми ими изменениями атмосферной циркуляции. В последний период геологической истории Земли, который называется четвертичным, произошло великое оледенение Земли. Материковым льдом были заняты большие площади суши как в северном, так и южном полушарии. Толщина льда достигала м. Огромные массы льда, медленно двигаясь вниз, сносили рыхлые материалы, встречающиеся на пути, и, кроме того, стирали те неровности, которые оказывали препятствие движению ледника. Обломочный материал исключительно разнообразен. Здесь наряду с угловатыми камнями, встречается немало округлых камней. Размеры камней весьма различны: от кулака и до большого дома. Откуда они взялись?
На уроках окружающего мира я узнала, что живые организмы не только растут, но и дышат, питаются и размножаются. Я сделала вывод, что камни относятся к неживой природе, так как они не питаются и не размножаются. Одного признака живых организмов недостаточно для того, чтобы говорить о камнях как о живых организмах. Если горы и пещерные каменные наросты (сталагмиты и сталактиты) с годами увеличиваются в размерах, можно предположить, что камни живые?
Камень кажется для нас это обычный природный объект. Но давайте подумаем о значимости камня в жизни человека.
Камень широко использовался при строительстве, как в давние времена так и по сей день. Во Владимирской области добывают известняк, который используется при строительстве дорог, а раньше использовался для строительства церквей и храмов.
А на сколько камни тверды? Я узнала, что твердость камней определяют по шкале Мооса.
Эталонный минерал Твердость Обрабатываемость Другие минералы с аналогичной твердостью Тальк 1Царапается ногтем Графит Гипс 2Царапается ногтем Хлорит, галит Кальцит 3Царапается ножом Биотит, золото, серебро 4Царапается ножом Доломит, сфалерит Апатит 5Царапается ножом Гематит, лазурит Ортоклаз 6Царапается напильником Опал, рутил Кварц 7 Поддается обработке алмазом, царапает стекло Гранат, турмалин Топаз 8 Поддается обработке алмазом, царапает стекло Берилл, шпинель Корунд 9 Поддается обработке алмазом, царапает стекло - Алмаз 10Режет стекло
Заключение: Люди научились использовать камни в различных отраслях. Но многие свойства камней остаются загадкой. Я с удовольствием выполняла эту работу. Я узнала много нового и интересного о камнях, их значении и свойствах. Теперь я могу показывать свою коллекцию друзьям и рассказывать о камнях. Я и дальше буду изучать свойства камней.
Библиография: 1. E D0%93%D0%9E%D0%A6%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%AB%D0% %B0_%D0%9C%D0%BE%D0%BE%D1%81%D0%B