Мимо малого мира проходишь ты как посторонний. Сев на камень, вглядись в удивительный микрорельеф. На лесном валуне – между мхами – причуды кладоний. Эти формы познай, их фантастику запечатлев. Будто явлен в модели нам образ другой биосферы! Вот лишайник – как рюмочка, рядом – как гранистый лед. А наросты центр арий похожи на дебри Венеры, Через эту чащобу торопится жук – вездеход. Без лишайников Север всю прелесть бы сразу утратил, Потому изучаю палитру задобренных скал. О чём идёт речь?
Тема. Лишайники Программа. И.Н.Пономарева и др. Биология 6 класс Тип урока Изучение нового материала Форма организации: фронтальная работа Цель урока: создать условия для формирования представления о систематическом положении, особенностях строения, питания, размножения, значения и экологии лишайников как симбиотических организмах. Результат урока формирование представления о систематическом положении, особенностях строения, питания, размножения, значения и экологии лишайников как симбиотических организмах. Проект урока
Цель урока: изучить систематическое положение, особенности строения, питания, размножения, значение и экологию лишайников как симбиотических организмов. Внимание! Основные понятия: симбиоз, слоевище (таллом), кустистые, листоватые, накипные лишайники, лихенологииииия, лихенологииии.
Лишайники – это симбиотические представители царства грибов. Наука о лишайниках – лихенологииииия, лихенологииии – человек., занимающийся изучением лишайников. Внутреннее строение лишайников: лишайники это симбиотические организмы, их тело состоит из водоросли и гриба. Тело или таллом представлен переплетающимися грибными нитями и одноклеточными зелеными или сине-зелеными водорослями. На грибных нитях иногда образуются присоски, которые проникают внутрь водорослей.
Классификация лишайников по строению слоевища: Лишайники накипные листоватые кустистые Калоплака ОмфалинаКладония
Накипные лишайники имеют вид корочки, плотно сросшейся с субстратом (камень, дерево и т.д.). Леканора Калоплака
Листоватые лишайники имеют вид листовидной пластинки, горизонтально распростертой на субстрате. Лобария Колемма
Кустистые лишайники имеют вид прямостоячих или повисающих кустиков, реже неразветвленных прямостоячих выростов. Кладония Уснея
Лишайники встречаются в лесу, горах, парках, скверах, на лугах, болотах, то есть практически повсеместно.
Кладония грациозновидная Лобария легочная Асахинея Шоландера Лептогиум Бурнета
Графис письменная Кладония шариконосная Фисция Порпидия
4. Царство ядерных организмов, выполняющих роль разрушителей в природе Низшие одноклеточные и многоклеточные растения С П О Р А 2. Организмы, питающиеся органическим веществом отмерших организмов С А П Р ОФ И Т Ы 3. Гифы гриба образуют… М И Ц Е Л И Й 7 Г Р И Б Ы 5. Тело водорослей С Л О Е В И ЩЕ В О Д О Р О СЛ И 7. Процесс создания растениями органических веществ из углекислого газа и воды с использованием энергии света Ф О Т О СИ Н Т Е З 1. Специальные клетки гриба для размножения и расселения С И М Б И О З
учитель биологии Деларова Е.В.
Питание лишайников водоросль гриб
Способы размножения вегетативно кусочками слоевища бесполый половой специализированные группы клеток
Особенности лишайников Лишайник – симбиотическое сожительство двух организмов Особые жизненные формы, не встречающиеся ни у грибов, ни у водорослей Специфические лишайниковые вещества Способ размножения Медленный рост Уникальная выносливость
Выберите правильные утверждения: 1. Лишайники – представители царства растений. 2. Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе. 3. Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней. 4. Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах. 5. Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества. 6. Кладонии представители накипных лишайников. 7. Лишайники быстро растут. 8. Человек не использует лишайники в своей жизни. Результаты: 9 – 10 правильных ответов – молодец! Вы хорошо поработали. 8 – 9 правильных ответов – хорошо, но надо быть внимательнее. Меньше 8 правильных ответов – плохо, придется еще раз вернуться к этой теме.